Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Кодола

Прогулка по Петропавловке

Когда в Петербург приезжают гости, естественно, мы посещаем самые значимые памятники Петербурга. В этот раз мы гуляли по Петропавлоской крепости. Но, так как обычные виды Петропавловки уже поднадоели, пошли погулять по Невской панораме. Фото церкви Петра и Павла с Нарышкинского бастиона.

Collapse )
Кодола

Казацко-поморское

Сижу дома, лечусь, башка не сильно соображает на деловые темы, а тут всплыли комментарии в ОК… Я давно наблюдаю за одним из «казачьих» форумов на Одноклассниках. Сразу оговорюсь: адекватные люди там тоже есть, но их абсолютное меньшинство…) Внимательно прочитав все комменты, а также трёхтомник Савельева «История Казачества» (1915 г.), пришёл к выводу, что казак, как и помор – этноним, обусловленный профессиональной принадлежностью и географическим расположением… В Поморье – казак – это батрак, казачить – наниматься работать; в южных регионах (из-за специфики пограничной жизни) казак – чаще «военный наёмник». Соглашусь, возможно, возникновение термина относится к периоду Древнерусского государства, но искать национальную принадлежность сего явления бессмысленно, как и производить её из каких-либо исторических народностей. Фактически история «того» казачества закончилась в 1945 году, с разгромом РОА и прочих… История поморов заканчивается на наших глазах, когда у последних прибрежных колхозов отнимают квоты и убивают остатки традиционного быта… В поддержание исторической «поморской» памяти я когда-то создал проект «Поморский ход», прошёл тысячи километров по Белому морю на надувной лодке, был посвящён по обряду «поморского крещения» и стал «почётным помором». Но помором от этого не стал. Невозможно сегодня восстановить те исторические функции, которые исполнялись этими категориями населения. Не нужна никому поморская рыба, как и умение махать шашкой: в современном мире рыбу мы покупаем в Норвегии и Финляндии, а сотня шашек (даже с цирковыми конями) легко опрокидывается дроном с ракетой и пулемётом. Оттого часто «восстановление этнонима» привлекает людей малообразованных, недалёкого ума, страдающих комплексом неполноценности, а то и попросту откровенных фриков. Думаю, в моём уме папочка «казачество» закрылась. Папочка «поморы» пока открыта, но, видимо, пишутся её последние главы.)
Кодола

Круговорот истории

Киевская митрополия раньше подчинялась Константинопольскому патриархату, но в XVII веке была присоединена к Московскому. Вкратце дело было так: в 1686 году Вселенский патриарх Дионисий IV в категорической форме отказал москвичам в просьбе о передаче митрополии. Но между Россией и Османской империей сложилась наряжённая ситуация, турки воевать не хотели, и поэтому «продавили» Дионисия Константинопольского, который зависел от Османов, отдать Киевскую митрополию. Так Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви выдали Томос (указ) о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата, толкование которого до недавних пор вызывало ожесточённые споры. Несмотря на передачу, в следующем году война все-таки случилась, Дионисия IV свергли с престола и архиереи синода не признали нового подчинения митрополии. Но было поздно: Москва чужого не упустит.
То, что десять лет назад представлялось «бесперспективными попытками пересмотра решений, принятых в Константинополе в конце XVII века» – свершилось. Вселенский патриархат всегда считал захват Московским патриархатом Киевской митрополии незаконным и через три с лишним века имперские амбиции аукаются по-полной: Украинская церковь станет автокефальной. Споры о сути Томоса Дионисия IV стали прошлым. Один из главных атрибутов империи – единая церковь – развалилась. Думаю, это начало исчезновения Кирилла с экранов телевизоров.
Кодола

Красный террор до репрессий

Интервью историка Александрова о красном терроре в 1917-20 годах. В тот момент ещё не было лагерей, поэтому неугодных просто уничтожали – отрубали головы, стреляли, пытали, рубили шашками, топили, сжигали... Большевики дали люмпен-говну власть над жизнями их бывших хозяев... Рабы разгулялись по-полной. Так и живём, никуда оно не делось.
Кодола

Разюнескиваемся по-полной.

Не так давно в стенах монастыря был изобретён термин «разъюнескиться»: монастырю этот международный статус поперёк горла стоит. Тем не менее, клали они на него, и будут класть. Да, ЮНЕСКО удалось остановить строительство здания музея прямо в пределах исторического ландшафта монастыря. Но это в центре посёлка, на виду у всех... В лесах же творится обратное... На Исаково идёт большая стройка: чуть вдали от комплекса памятников вырос целый городок избушек, часовня поставлена не насвоём историческом месте, а вдали от туристической тропы. Естественно, избушки требуют энергии. В результате, на берегу озера Исаковское, прямо у здания бани, установлена стена солнечных батарей. Исторический вид Исаковского скита со стороны южного берега уничтожен: теперь вместо бани и амбара в глаза бросается чёрная стена элементов. С чем вас и поздравляю.

#юнеско
Кодола

Коротко о большом

Я люблю ездить в Турцию и делаю это много лет подряд. Даже Хамит, владелец отеля, где мы останавливаемся в Стамбуле, не бывал в половине городов и крепостей, посещённых нами. Для кого-то Турция - это "всё включено, пляжи, гостиничные бары и шоппинг"... Для нас это территория древних цивилизаций и центр трёх империй. Хотя и о шоппинге мы тоже не забываем...) В этом году в Стамбул мы приехали, можно сказать, с образовательной целью - с нами был Макс. Как обычно, купили музейные карты "на 5 дней" за 85 лир на человека (1445 рублей за 10 музеев если успеешь. В кассе 1 билет в Айя-Софию стоит 40 лир.) Распределились, кто в какой музей с Максом пойдёт, потому что сами, в основном, много где бывали. Мне выпали Айя-София и Музей археологии, а Надюша водила Макса в Топ-Капы, в церковь Святой Ирины и Ерибатан Сарничи. В один из дней, когда замузеившийся Макс торчал в кафе с wi-fi, попивая лимонады, мы успели сходить во дворец Ибрагима-паши (визиря Сулеймана Великолепного, которого Великолепный же и казнил), где сейчас открылся Музей культуры и искусства ислама. Но, обо всём по порядку, да и в один пост не возможно всё уложить. Для начала - немного о моих общеобразвательных походах.... В Айя-Софию лучше ходить с утра, когда нет очереди. Преимущество: музейная карта позволяет пройти без очереди, но переться через толпу, ловить возмущённые взгляды... Лучше - утром. Не жарко, нет толп китайцев, торговцы ещё сонные. В Айя-Софии поражают её размеры: ≈ 75,5 х 68,5 метра (более 5000 кв.м.), с высотой купола 51 метр и диаметром 30 метров. Это основное сооружение.

Collapse )
Кодола

Попасть к Олегу Кодола

В этом сезоне очень часто происходит одна и та же ситуация...  Звонят. Звонят на телефон экскурсионного бюро, звонят на телефон туристко-информационного центра, добывают где-то даже мой личный телефон, личный телефон Надежды, и звонят... "Здравствуйте, мы хотим к Олегу Кодола на индивидуальное обслуживание! Мы хотим его лично! Срочно! Мы проездом! Мы заплатим любые деньги, только дайте нам Олега!" - таков основной рефрен этих звонков. И - в 100% случаев - эти люди не попадают ни тоолько  "на индивидуальное обслуживание", они вообще никуда не попадают. Объясню, почему так происходит.
1. Все экскурсии нашего бюро продаются в онлайн-режиме. Поэтому все группы у нас сборные; график экскурсий каждого нашего гида (не только Олега Кодола) сформирован на весь сезон вперёд; а по многим экскурсиям - на 100% выкуплен на весь горячий сезон. В графике, хоть убейся, нет времени для индивидуального обслуживания. Поэтому предлагаемая сумма не важна.
2. Всем, кто хочет попасть на индивидуальное обслуживание к нашим гидам, мы рекомендуем время с 1 по 20 июня и с 25 августа по 10 сентября. С 20 июня по 25 августа мы обслуживаем только сборные группы, к которым можно только присоединиться. Есть вариант предварительного заказа: разработать программу своей поездки за полгода до неё. Зимой нам можно отправить предварительную заявку, согласовать индивидуальную программу в период "горячего сезона" (что всегда очень дорого), заключить договор и внести предоплату, которая, в случае изменения ваших планов, превратиться в неустойку. "Заскочить по пути" на Соловки и, щёлкнув пальцами, получить профессионального гида никогда не получится.
3. Дался Вам этот Олег Кодола. Мы с Надеждой развиваем своё бюро 12 лет. У нас особые требования к гидам-экскурсоводам, свои стандарты, корпоративные правила. Каждый гид, трудящийся от лица нашего экскурсионного бюро - уникален. Вы стремитесь к Олегу Кодола просто потому, что я более публичен, чем остальные. Но поверьте мне на слово - попасть стоит к каждому нашему гиду. Вам нужна личность? У нас каждый - личность. Валерий Стриджаков: обвинён в экстремизме за демотиваторы, бывший создатель и руководитель студенческого профсоюза, историк, редкий знаток лагерного преиода. Татьяна Исаченко (Амброче) - бывший член юношеской сборной РФ по тхеквондо, спасатель-профессионал, историк с двумя вышками, с её экскурсий мне звонят и спрашивают, какие экскурсии она ещё ведёт, где ещё можно её послушать или прочитать её статьи. Статьи здесь: о Борецкой или описание природы и монастыря паломниками XIX  века, например. Сейчас Татьяна исследует некоторые аспекты истории Северного флота и Соловецкой школы юнг. Владимир Губич и Валентин Совалёв - давно признанные профессионалы, встреча с которыми каждый раз восхищает туристов. При этом Губич удивтелен сам собой, а набор знаний Валентина Алексеевича может заполнить любую бездну. Настя Шаронова уже давно стала знатоком не только истории Соловецкого лагеря, но и воспоминаний соловецких заключённых, а когда-то преподавала в МГУ, если не ошибаюсь... А экскурсии Андрея Королькова о белухах и тюленях были проданы на весь сезон ещё весной, что ясно говорит об их популярности. Иван Ежов знает архипелаг Кузова уже лучше меня, а Алексея Клёса превозносят за хорошее знание карельского языка и цитирование рун "Калевалы" наизусть.))
4. Все наши гиды - не просто товар на полке, который можно купить по желанию. Каждый несёт свой опыт, своё понимание истории, свои взгляды, каждый востребован и популярен, каждый - автор. Кодола просто это всё придумал, но я, поверьте, не самый эрудированный, а главное - не единственный, кого стоит слушать.
5. Пока вы это читаете, я иду на Заяцкий, Стрижаков ведёт обзорную, Исаченко и Шаронова катаются по скитам, Губич на Муксалме, Кольков на белухах, Клёс со своей группой. И так будет до 25 августа.))
Кодола

Заканчивая тему власовцев

Предатели в нашей стране всегда не в чести были... О случаях предательства в армии Российской империи в принципе ничего не известно c XVII по XX век. Все войны обходились без предателей. Вторая мировая была первой войной России, где на стороне противника служило 1,24 миллиона советских граждан. В 1944 году КОНР (Комитет освобождения народов России) сформировал из их числа 125 тысяч регулярных частей, не успевших, впрочем, объединиться в армию. Этот феномен с гигантской натяжкой можно назвать предательством, потому что предатели не плодятся миллионами... Несомненно, были те, кто руководствовался сиюминутной выгодой, поступая в войска КОНР.  Но практически весь офицерский состав КОНР был мотивирован на борьбу со сталинским режимом. Части КОНР успели в конце войны войти в боестолкновения с частями Советской армии; но при этом дивизия генерала Буняченко вела ожесточённые бои за Прагу вместе с чешским сопротивлением против войск СС... Власовцы думали, что они смогут стать "третьей силой", с которой начнётся возрождение России после падения гитлеровской Германии... Какая-то это не предательская цель... После войны СССР недосчитался более 600 тысяч своих граждан, оставшихся жить вне сталинского режима...

Таблица из диссертации Александрова К.М. "ГЕНЕРАЛИТЕТ и ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ КОМИТЕТА ОСВОБОЖДЕНИЯ НАРОДОВ РОССИИ 1943–1946 гг."
Кодола

Любители Стругацких

Статья о многом напомнила. События в Кургане - 1981 год. Я закончил школу в 1985, в Воркуте. Жёсткая иерархия молодёжных банд небольших городов была одинакова во всём СССР. У нас тоже были "старшие", и я помню, как они (мы думали - в шутку) вскидывали руки в нацистских приветствиях; помню, как Воркуту в 84-86-ом захлестнула молодёжная мода на немецкие кепи, которые входили в форму дивизии "Эдельвейс", только шили их чёрными, как у немецих танкистов... Ницше и "Майн Кампф" я читал ещё в Воркуте... Помню, как в конце 80-ых (я уже отслужил) страну захлестнула "бандитская" миграция - в мелких городах всё уже было поделено и захвачено, молодняк валил в столицы, на вольные хлеба. То и дело появлялись курганские, сургутские, воркутинские, тюменские "группировки", жизнь которых в крупных городах была недолгой: они резко взлетали и также резко погибали. В начале девяностых практически все "провинциалы" вошли в "крупные" славянские формирования.



"А у фашиков культовой была «Трудно быть богом», она вышла в свет к их, 1964–1965 годам рождения. Их, вероятно, вштыривала четкость формулы, что за серыми приходят черные. Не знаю, они прямо носились с этой книгой. Ну да, что найдется более серого, чем 81-й год?"