kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Categories:

Путь лабиринта. Кодола О., Сочеванов В. ч.3

 

Начало анализа

 

На заре психоанализа, в труде «Тотем и табу», где рассматривались философские проблемы становления человеческого общества и истоков цивилизации, Зигмунд Фрейд написал: «…анимистическая фаза сменяется религиозной, а последняя научной…».2 В своих исследованиях анимизма великий психолог и философ вводил различия между понятиями магии и колдовства, хотя, на наш взгляд, различия эти абсолютно относительны.

Джеймс Фрейзер, создатель классического труда «Золотая ветвь», разделял магию на гомеопатическую, контагиозную, лечебную, любовную, промысловую, аграрную и вредоносную. Но скорее, по этим принципам надо разделять не магию, а обряды.

В современной философии анимизм принято называть мифологией, то есть – выносить на первый план устные предания, сказания, саги, эпосы…

Может быть, все эти точки зрения были верны. Однако, на наш взгляд, куда более важной составляющей анимизма был практическо-прикладной аспект магических знаний. Осколки этой системы дошли до нашего времени лишь частично, часто в искаженной форме: ясновидение, биолокация, телепатия, внушение (гипноз, суггестия), целительство.

Сегодня можно говорить о спорности практических результатов того или иного вида магических практик, но закрывать глаза на ставшее очевидным скопление необъяснимых фактов – скорее всего, тоже не правильно. Тем более, что многие из этих практик складывались благодаря тщательным вековым наблюдениям за природными процессами местностей или психологическими особенностями тех или иных народностей.

Кроме того, всегда упускалось из виду, что важнейшей составляющей мира магии была вера в возможность осуществления желаний. Заметим: это не вера во «всеблагого и всемогущего», который решит все проблемы (если в него верить), но вера в саму возможность осуществления, что ставило человека в один ряд с миром и его объектами, насколько бы могущественны они не были.

Как бы то ни было, формулировка Фрейда удобна, как отправная точка для нашего регрессивного* *(от латинского regresso - обратное движение) анализа истории и сущности человеческих мировоззрений. Мы не претендуем на абсолютно полное изложение этой истории; этого и не требует тема нашей книги. Но для того, что бы читатель понял, каким взглядом на проблему пользуются авторы книги, мы вынуждены изложить нашу субъективную точки зрения на эту историю.

 

Философия магии

 

Часто ли в вашей жизни возникают ситуации, где вам приходится выносить однозначный вердикт? То есть – выбирать: только «да» или «нет», лишь «истинно» или «ложно», просто «добро» или «зло»? И насколько часто возникают ситуации, где приходится находить серое между черным и белым, говорить «ни да, ни нет»?

Положа руку на сердце, ответим: слишком редко наша жизнь требует от нас единственного выбора. Выбора, который способен реально изменить вашу, или чью-нибудь еще жизнь. Природа устроена так, что выбор у нас всегда единственный, но вариантов этого выбора – огромное количество. Надо только уметь находить и исполнять лучшие из них.

С виду все очень просто. Но научить этому искусству, то есть передать теоретически его в виде законов, правил или алгоритмов практически невозможно.…В конечном итоге, только личный опыт может подсказать вам, где таится единственно правильное решение.

При этом течение нашей жизни принципиально непредсказуемо. Вынести точные прогнозы можно, только лишь постоянно сужая количество анализируемых данных. Так, например, можно предположить, в конце 2004 учебного года Университет выпустит определенное количество специалистов. Но сколько их будет точно, не вылетит ли кто-нибудь в последнем семестре, не умрет ли кто – точно просчитать невозможно.

Если мы будем честны перед собой, то поймем, что мир, в котором мы живем – слишком неустойчивое образование, зависящее от множества факторов – от погоды, настроения мужа или жены, политических и экономических факторов, астероидов, активности Солнца.… Наш мир слишком хаотичен для того, чтобы быть уверенным в нем. Существуя в этом хаосе, мы вынуждены принимать решения на «вероятностной» основе. Постоянно балансируя на точке «может быть».

Таким образом, мы ясно даем понять, каким методом мышления пользуются авторы книги. Основой его является:

- во-первых: критическое отношение ко всему, что навязано вам в течение всей вашей жизни – научные истины, религиозные и моральные ценности, отношение к смерти, сексу, наркотикам.

- во-вторых: концентрированное внимание ко всему, что происходит вокруг и внутри нас.

Наверное, его можно было бы назвать методом «субъективного критического реализма» - то есть «искусством личного суждения о действительности». С нашей точки зрения получение самых глубоких знаний абсолютно бесполезно без умения рассуждать и субъективно оценивать.

Потому мы просим вас не впадать в ограниченность «однозначных ответов». Обходите стороной крайности любых мировоззрений, какими бы полезными они не казались. Все относительно! Жизнь слишком многозначна для того, чтобы укладываться в рамки простейшей логики… Кроме того, можно добавить, что философия магии (как мы ее понимаем) исключает любую ортодоксию и догматизм, заставляет избегать крайних позиций, часто проходя «где-то посередине». Конечно, здесь кроется и опасность – в этой сфере размываются понятия «добра и зла», о которых так любят говорить морализаторы.

Вопросы зарождения магического мироописания и его прикладных аспектов занимали многих ученых и любителей. Большинство из них в силу социальных причин (или личных качеств) были вынуждены производить моральную оценку своих исследований. Это неизменно приводило к тому, что результаты исследований становились «хорошими» или «плохими» - в зависимости от потребностей текущего исторического момента. Во времена господства догматических религий за колдовство казнили, а Гитлер поставил магию «на службу Faterland». И всегда оценивающие стороны занимали ультракрайние позиции по отношению друг к другу.

Из-за этого основного свойства нашего сознания – все оценивать и все превращать в догму - были рождены все войны мира, в ходе которых доказывалось превосходство одного взгляда на жизнь над другим: добра над злом, бога над дьяволом, сильного над слабым. Лишь немногие настоящие исследователи смогли избегнуть ловушки «логики простейших» и выйти за пределы замкнутости дуализма.

Даже сегодня множество деятелей как науки и культуры, так и магии и мистицизма поют те же старые песни о добре и зле. Не понимая, что корень всех бед не в отвлеченных понятиях добра и зла, а в мировоззрениях, испорченных рамками догматизма и непогрешимости истин.

Нам же более близка та точка зрения, где всегда существует еще одна возможность выбора, которую можно обозначить, как «может быть». Мы очень редко можем «точно знать». В подавляющем большинстве случаев мы «предполагаем».

Пьер Шаррон, философ и теолог, писал: «Почти все мнения, которые мы имеем, мы получили через авторитеты. Мы верим, судим, действуем, живем и умираем, так сказать, на веру, в кредит». При этом он добавлял, что «авторитет убивает свободу исследования, а свобода исследования, в свою очередь, убивает авторитет».

Попытаемся без излишней уверенности и без давления авторитетов кратко рассмотреть, как выглядит развитие мировоззрения человечества на фоне тысячелетий, события которых являются лишь эхом работы человеческого сознания.

Tags: Путь лабиринта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments