kodola (kodola) wrote,
kodola

Измир

Полтора дня в Бурсе – и мы рванули на автобусе «Neoplan» (это что-то вроде наших ПАЗов, но через 100 лет) в Измир. Рейсы от Бурсы до Измира курсируют через каждые 15-30 минут с автовокзала (40-50 лир на человека). За пять часов комфортабельного сидения, с играми, кино и интернетом, мы пересекли изрядную часть Турции и к вечеру приехали на автовокзал Измира.

В ларьке на автовокзале я решил купить сигарет, у продавца не было сдачи со 100 лир, и пока он отбегал в сторону, он успел узнать, откуда мы и куда, поймал проходящего мимо турка с семьёй, попросил его проводить нас до стоянки такси, нашёл сдачу и продал мне сигареты. Мы проследовали за семейством около 100 метров, они любезно усадили нас в первое такси, а сами взяли второе. Иногда турецкая любезность для европейца может выглядеть или навязчивой, или подозрительной (наверное, у него договор с таксистом?). На самом деле - турки всегда готовы помочь. Если же вы демонстрируете хотя бы минимальный интерес к турецкому языку: мараба... якшамлар... нереде?... тешекюр еддерим... они вас за руку отведут. В общем, таксист быстро привёз нас к отелю***, расположенному в центре города, откуда, после завтрака, не ранним, а потому жарким солнечным утром, мы направились в крепость Кадифе Кале. Опять на такси (30 лир): крепость расположена над городом, на горе Пагос, и тащиться пешкарусом вверх по жаре совсем не хочется.

Крепость на горе Пагос ведёт своё начало (по легендам) от замка, построенного по приказу Александра Македонского. От старой крепости и первого большого города, который назывался Смирна, мало что осталось. Когда-то крепость занимала площадь 6 квадратных километров. Сегодня здесь потихоньку ведутся восстановительные работы, тут нет никакого сервиса (и за билеты никто не берёт), но виды Измира того стоят. Это северо-западная часть города (в сторону набережной) или южный берег Измирского залива Эгейского моря...

Это вид на Измирский порт, окончание залива и районы на северной стороне залива.

Город уходит далеко на восток... Измир - агломерация, вобравшая в себя всё вокруг на десятки километров, включая несколько маленьких городов.

Вид на юго-западную часть Измира со стен крепости.

Ходить по стенам можно, если осторожно: ширина стены около 1 метра, без бортиков, камень под ногами не ровный. Это вид на западную часть, протянувшуюся вдоль побережья Измирского залива.

Главное украшение внутри стен крепости - ткачихи.

Очень похоже, что именно этим они и живут.

Внутри крепости свой сарнич - водохранилище.

Хорошо видны отверстия, откуда сверху поступала вода.

Выползаем наверх и подходим к остаткам стен Смирны. Линза времени: я стою здесь, где когда-то господствовали хетты... здесь родился Гомер... о Смирне писал Геродот... она входила в Ионийский союз... её захватил сначала Кир... а потом - Александр Македонский... римляне... Византия... сельджуки... османы... и вот я... сегодня. Офигеть.

Побродив по крепости и в буквальном смысле обозрев все окрестности, мы устремились вниз по лесенкам.

У самого верха горы жильё казалось нормальным, но ниже начался район, где люди живут небогато... Там по улицам ездят старьёвщики, а капусту продают добродушные дядьки с тележками.

Это район, где в принципе нет новых домов, зато есть разные дома...

В этом, судя по табличке, живёт хаджи - человек, ходивший к Каабе.

Этот не ремонтировался с османских времён...

Здесь целый 13-ый квартал...

Здесь играют дети...

При всей красочности - везде железные двери и решётки на окнах. Наверное, ночью туристам гулять не рекомендуется...

Постепенно спускаемся к остаткам агоры Смирны. Из-за жары проходим мимо - что я, агор не видел, что ли?

Ищем рынок, где решили пообедать и вообще - разведать, ибо завтра день проведём в поисках турецких прибамбасиков для кафе, ковра для дома и перстня для моего пальца. По пути натыкаемся на какое-то странное сооружение, куда турки пускают меня сфотографировать... Сейчас здесь склад, что это было раньше - никто не знает, табличек нет...

Кстати, именно в Измире и Бурсе мы поняли отличие внутренней Турции от её туристических зон. Здесь обменники не покупают рубли, а банкоматы Дениз-банка (дочки Сбера) редки. Имейте ввиду. Мы сдали остатки наличных долларов и евро и всё-таки нашли рынок - Кызларгасы Хан. Раньше я думал, что турки только для туристов кричат, зазывают к своим лавочкам, настойчиво предлагают взглянуть, пощупать, попробовать, попить чаю... Нет. Они и друг с другом так. К женщинам обращаются "абла" (сестра), к мужчинам - кардаш (друг). Все вокруг сёстры и друзья. На рынке покупают, на рынке продают, на рынке готовятся к свадьбам, отдыхают, празднуют семейные праздники...

и, естественно, продают рыбу.

Пообедав, мы вышли на набережную. Кстати, гуляли мы по «туда» по одному проспекту, обратно - по другому. Туда - два километра свадебных платьев, обратно - два километра не менее свадебных костюмов. Набережная новая, красивая по-современному.

Оформленная выставками...

И разными дизайнерскими решениями...

С набережной прошли к центральной площади Конак Мейдани (переведииии... ме-ее-ня-аа... через майдан....). Местная достопримечательность - Часовая башня. Она была построена в честь 25-летия правления султана Абдул-Хамида II. Султану, кстати, по жизни не везло, и в войне с Россией он потерял Балканы, но башня красивая. По французскому проекту, с часами, подаренными Вильгельмом II.

За башней - мечеть Яхлы. Мечеть была построена по заказу супруги местного землевладельца. Мечеть облицована изразцовыми плитками бирюзового цвета и украшена яркой керамической плиткой. Как женщина.

От площади вокруг - Археологический и Этнографический музеи, дом Ататюрка, местный театр, сплошные кварталы магазинов и ресторанов, в одном из которых мы и закончили свой вечер. Следующий день, как и обещал, прошёл в покупках. Ясно одно: в Измир надо возвращаться. Отсюда удобней добраться до Трои или Пергама, например, чем от Стамбула или Бурсы. А оркестр спел нам песню.