В экипаже - 4 человека. Капитано-штурманы - Олег Кодола и Евгений Филиппов.
Палубные канальи - Николай Князев (обязанности - моторист-электрик и "обезьяна на носу") и Тарабычин Константин (обязанности - костровой кок и "бурлак на мели").
Маршрут начался в Архангельске, где 12 человек погрузили собранную лодку в машину (вес в сборе - килограмм 300, но неухватистая на все 600)), после чего оказались в Онеге, на берегу, собственно, реки Онеги. Выгрузка лодки впятером заняла почти 2 часа, израсходовала немного нервов, дала кучу рацпредложений и потребовала капельку крови: онежский пляж в черте города - это килограмм битого стекла на квадратный метр песка. Потому всё стекло по ходу перетаскивания лодки пришлось убрать, выступив в роли активистов Green Peace.)) К слову сказать, очень красиво у них в Дачном, под Онегой. Прям таки балтийские пейзажи. И дачи сдаются недорого - до 1000 рублей в сутки за домик на берегу моря, у песков и сосен.
Онега - Кий-остров
Погода была приятной, с остатками шторма двухдневной свежести. Дул ещё северо-запад, но было уже тепло.
По легенде, будучи в побеге с Соловков, иеромонах Никон потерпел там кораблекрушение и поставил крест в память о спасении. Став патриархом, с 1656 по 1660 годы он построил там Крестовоздвиженский монастырь.
Легенда красивая, но я слабо доверяю православному PR.)) Во-первых, хоть убей, не понимаю, зачем было терпеть кораблекрушение фактически в устье Онеги, если прошёл уже всё море? Во-вторых: положение острова, который находится прямо на входе в устье крупной реки говорит, скорее, о финансовой сообразительности Никона: любое судно, идущее ИЗ Онеги обязательно причаливало к острову - оплатить монахам молитву на хорошую дорогу. Как, собственно, и суда, идущие В Онегу - поблагодарить монахов за квалифицированную пересылку просьб на небо в случае удачного путешествия. Островок, конечно, красивый. Но в общем, типичная морская Карелия, ничего больше: камни, сосны, песок, лес. После ночёвки мы осмотрели остров. Нашли следы монастырских каменоломен, осмотрели монастырь, узрели кучу советских туристических бараков и современных коттеджей, как на зло, построенных по абсолютно различным проектам - хаос капитализма.))
Умилила лошадка, бродящая по лесу; развеселила "дорога иеромонаха Анатолия" - обычная тропа к берегу, которую (судя по объёму работ) один человек мог расчистить недельки за две;
и удивило... огромное количество современных петроглифов на скалах: судя по датам особенно модным Кий-остров был в конце 30-ых и 50-ых годах XX века. Выглядят - как новенькие. Ни следа патинизации. Осмотр и сбор лагеря заняли 2 часа. в 10.30 субботы мы стартовали в открытое море.
Кий-остров - Пурлуда - Пулонец - Кондостров
Наше отношение к ходьбе по морю - это отношение к слегка экстремальной, физически и психологически не простой, но, в общем, достаточно лёгкой прогулке. Особенно при наличии устойчивого нормального прогноза: наша скорость (крейсерская - 35 км./ч., максимальная - 50 км./ч.) позволяет пройти от Онеги до Соловков за 5-6 часов. Потому мы решили прогуляться, повысаживаться на островки. На Пурлуде мы нашли необычную геологию. Выглядит эта штука, как "спёкшиеся камни". Полное впечатление, что валуны склеены полузастывшей магмой. Плита из таких "склеенных" валунов выступает из-под плиты гранитной. То есть - относится как раз к "догранитному" времени. Граниты Балтийского щита имеют возраст 300-500 миллионов лет.
Решили также посмотреть на маяки, отмеченные на карте. Естессно, что маяки заброшены. Островок Пулонец производит впечатление умопомрачительной красоты и жуткой пустоты.Укрыться на нём невозможно - гранитная шапка отполирована штормовыми волнами. В отлив вода обтекает его со скоростью 5-8 километров в час. Издали изрядно похож на подводную лодку.
Обычные автоматические маяки, которые не требуют НИКАКИХ ВЛОЖЕНИЙ, кроме батареек!!! Из ТРИДЦАТИ маяков, отмеченных на карте Онежского залива Белого моря работают сегодня всего ЧЕТЫРЕ!!! Ромбак, Жужмуй, Жижгин и Секирная. Насколько же проще было ориентироваться море, когда они работали все! Конечно, можно сказать, что прогресс, мол, спутниковые системы и всё такое... Но!!! Представьте: война началась - америкосы доступ к своей GPS перекрыли, а недоделанную ГЛОНАСС сбили. Знаете, что будет после этого? После этого ни один моряк из сегодняшнего поколения в море не выйдет - он не умеет пользоваться картой, магнитным компасом и секстантом. И даже ориентиров в море нет - государство уничтожило все маяки...
Кондостров
Площадь Кондострова 11 квадрат. Камень, сосна, лиственница и песок. С конца XIX века здесь был скит Соловецкого монастыря; отсюда брали камень для постамента памятнику Петра I в Архангельске; потом здесь была командировка Соловецкого лагеря особого назначения, откуда живыми не возвращались. Живописнейшее место с интересной историей. Следов лагеря и монастыря мы не видели, но и задачи такой не стояло. Зато мы увидели то, что не упоминается в описаниях Кондострова. Палубная каналья Николай Князев нашёл сейд. Сейд - это такое каменное сложение, сооружение которых обычно приписывают саамам. До сих пор, правда, никто так и не объяснил, ЗАЧЕМ малочисленные племена саамов настроили буквально ТЫСЯЧИ тяжеленных каменных сооружений. И, главное - КАК? Вес сейда, найденного палубной канальей, составляет около 5,5 тонн (2 куба на плотность 2,7). Снять его целиком не представилось возможности - он стоит на маленькой ровной площадке на склоне горы на высоте метров 25-30. Задним краем сейд опирается на скалу, передний край поддерживается двумя "ногами" (каменные опоры), и стоит он над трещиной, в лучших традициях установки сейдов. Большего нам и не надо было. Сейды есть? - Пошли в море!
Кондостров - Мягостров.
Путь от Кондострова до Мягострова идёт между многочисленными островами. Красоты - сказочные. Тратить слова в данном случае - занятие бессмысленное. Это надо видеть, ощущать, чувствовать. Прошли между Перхлудами и островами Кутульда и Длинный; затем между Бережным и Голомяным Боршовцами, пристали к Мягострову. С точки зрения истории мне о нём ничего не известно. Площадь его около 30 квадратов. Большой остров. На нём есть рыбацкие избы, и куча следов - волки, медведи... Треть острова - огромное болото. Клюквы там, наверное, осенью... По острову пролазили несколько часов. На нём сейды есть тоже.
Мягостров - Соловки.
При переходе от Мягострова погода слегка подкачала. Было холодно, лил дождик, дул слабый, но неприятный северный ветер. Дошли быстро, на Жужмуях высаживаться не стали - противненько было. Из-за тумана сначала ткнулись где-то в Западный Печак, затем быстренько нашли Зайцы, и, вот она - бухта Благополучия. Путешествие закончено. 160 литров бензина, 2 ночёвки, 8 часов чистого хода. Сезон начался.