Согласно победным туристским реляциям, случайно названным «статистикой», через Карелию за год проезжает миллиона два туристов. Много… Архангельскую область за год посещает тысяч четыреста… Мало.
Учитывая, что статистика записывает в туристы командировочных и гастарбайтеров, встречных и поперечных, реальные цифры ещё меньше. Если заезжих отделить от проезжих и местных; окинуть взором посещаемость областных и республиканских кластеров; цифры упадут раза в два – 1 миллион и 200 тысяч. Так или иначе, в одну Карелию влезет пять Архангельских областей. Вот такая квантовая география. Причин подобного дисбаланса множество, но я всегда говорю, что туризм растёт только там, где есть инфраструктура.
Туристская инфраструктура с виду сложна и многогранна, но, по сути, покоится на трёх китах: транспортная доступность, средства размещения и наличие объектов осмотра с экскурсионными программами.
О транспортной доступности Архангельской области говорить бессмысленно, потому что поезд, в котором я пишу эти строки, ходит из Петербурга в Архангельск пару раз в неделю, и попал я на него чудом. А из Петрозаводска, где тусуется миллион живых туристов, в столицу Поморья в принципе не уехать – нет ни одного прямого вагона, не то, что поезда. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы перетащить часть карельского турпотока и в наш тупик, но, видимо, нескольких пядей всё же не хватает, причём, у всей когорты управленцев архангельского туризма - от пост-советского "Совета по туризму" до современного Министерства по культуре. Закончили с транспортной доступностью. Перейдём к средствам размещения - в Архангельске готовятся к проведению Арктического форума, который пройдёт в конце марта. Средств размещения в столице Поморья впритык хватило на заявленные 1500 участников. Остальным не хватило.

Заезжие волонтёры и вовсе будут спать на улице в палатках. Закончили со средствами размещения. Перейдём к "объектам осмотра и экскурсонным программам", потому что завоз волонтёров напрямую связан с этим "китом".
Поясню: вы никогда не увидите никакой "объект", если вам о нём не расскажут, вас туда не отвезут и не отведут, и ничего не покажут. Всё это делают люди - специалисты туризма, "полевой" персонал - консультанты туристко-информационных центров и инфо-стоек, тур.лидеры (сопровождающие групп), гиды-экскурсоводы... Без них туризм не существует. Теперь вдумайтесь: персонал в Архангельск везут потому, что своего персонала нет. Не то, чтобы нет персонала, способного обслужить международный форум... Никакого персонала нет. А тот, что есть, даже своего брата-россиянина обслужить не может. Зато в САФУ есть магистратура в ВШЭ, очный и заочный курс "Менеджмент. Туризм в северном измерении."

На сайте САФУ заявлены две сетевые программы по туризму:

Правда, это программы Балтийского ФУ... Но по ссылке "программные документы" ты приходишь в пустоту во всех трёх формах обучения.



Я, кстати, не встречал способных менеджеров из выпускников в турфирмах. Нет их там. Как нет и новых фирм или направлений туризма, развитых этими чудо-выпускниками. По всей стране.
В дополнение к "манагерам туризма" из САФУ, в Архангельском Педагогическом колледже готовят "специалистов по туристским услугам", а в Архангельском колледже менеджмента обучают "специалистов по туризму" и параллельно растят "менеджеров гостиничного сервиса".

В общем, с образованием всё очень хорошо, но есть нюанс: обученного персонала - горничных, экскурсоводов, консультантов - как не было, так и нет... Вопрос: а зачем всё это, если результат - ноль? Может, чему-то не тому учат? Или плохо учат? Или не знают, чему учат? Выберите нужный вариант.
Качество обслуживающего персонала – ключевой критерий оценки туризма, его лицо. Но уровень подготовки персонала в России (не только в Архангельске) таков, что выпускники туристских отделений трудятся где угодно, только не в туризме. Есть, конечно, редкие регионы, вроде Москвы, Санкт-Петербурга, Казани или Карелии, где эффективность профессионального обучения достаточно высока. Но связано это не столько с качеством профильного образования, сколько со школами практического обучения, растущими из среды и по запросу бизнеса.
Вопросы грядущей аттестации туристского персонала – от гидов-экскурсоводов до горничных задевали на «Интурмаркет» и широко обсуждали в рамках панельной дискуссии на MITT. Я не преминул воспользоваться свободным микрофоном, и вкратце рассказал о своём опыте взаимодействия с Северным Арктическим Федеральным Университетом в области организации профильного туристского образования. Моя история вызвала живой интерес, и Ирина Тюрина, глава РСТ, попросила подробно описать произошедшее.
Наше экскурсионное бюро и туристско-информационный центр ежегодно испытывают дефицит гидов-экскурсоводов, сопровождающих, консультантов, и каждый сезон мы проводим до-набор и практическое обучение кандидатов. Основные «поставщики кандидатов» в наше бюро, работающее на Соловках – уже упомянутые мной Москва, Санкт-Петербург и Карелия. Никакого Архангельска в этом списке нет. В самом Архангельске все турфирмы города обслуживаются одними и теми же экскурсоводами: «старичков» осталось мало, а архангельская молодёжь в эту сферу туризма так и не пришла.
Иногда в Архангельске предпринимаются попытки «открыть курсы экскурсоводов», но когда за дело берутся государственные институты и федеральные университеты, стоимость обучения взлетает в космос, а желающие в страхе разбегаются: 72 часа повышения квалификации могут стоить от 35 до 45 тысяч. Никто не будет платить такие деньжищи за теорию профессии, рост в которой зависит от практики. Гид-экскурсовод – товар штучный, из десяти-пятнадцати обучаемых лишь один способен стать настоящим профессионалом. Свидетельство об обучении – не гарантия профессии. Для сравнения: стоимость обучения гида для работы в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург) – три тысячи рублей. По объёму туристов, кстати, в одну Петропавловку залезет штук пятьдесят Архангельсков.
Устав от дефицита персонала, мы решили открыть свои курсы для подготовки тур-лидеров, консультантов ТИЦ и гидов-экскурсоводов. Мы стремились к массовому и (по возможности) бесплатному обучению, для того, чтобы выбирая самых способных, бросать их в горнило практики – в турфирмы, в поля, к туристам. Естественно, мы были готовы были нести финансовые расходы, связанные с преподаванием или арендой помещений. Прошлой осенью мы поделились своими планами с заместителем министра культуры АО, Светланой Зеновской, которая дала нам дельный совет: поговорить с САФУ (Северный Арктический Федеральный Университет) на предмет организации «общих» курсов, что дало бы выпускникам не только наши знания, но и «официальную корочку». Идея показалась здравой.
Мы провели переговоры с начальником управления дополнительного образования Анастасией Зайцевской. Анастасия сетовала, что САФУ пытался запускать подобные курсы, но они «не пошли». В результате переговоров появился план совместной работы: мы пишем план преподавания, САФУ его утверждает. Мы сами читаем лекции на территории САФУ и оплачиваем аренду помещений. Для привлечения внимания к курсам, мы приглашаем и оплачиваем специалистов с известными именами – директоров турфирм, действующих гидов, специалистов ОблСпас, актёров, наконец… САФУ же брал на себя тяжкую долю выдачи удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации. За деньги, конечно. «Дорожная карта» всем понравилась, и Анастасия переправила нас к Ольге Шаниной – заведующей отделом дополнительного образования в том же САФУ.

Мы постарались и написали программу обучения, нацеленную именно на практические стороны профессии: речь, движение, актёрское мастерство, психология общения, безопасность… Любой может прочитать наш курс здесь. Да, он отличался от стандартных курсов сокращением времени, посвящённого изучению «нормативов» и полным отсутствием «исторических данных», но и задача наша была не историка-чиновника вырастить, а гида-экскурсовода; научить создавать экскурсии, а не заучивать их. Мы прописали план по всем формам, предоставленным САФУ; согласовали все мелкие противоречия; и даже договорились до включения в курс некоторых преподавателей САФУ, дабы преподаватели САФУ «что-то заработали». Такая схема не делала курс обучения бесплатным, но стоимость выходила приемлемой. По опросам, многие наши коллеги – директора турфирм, музеев, и даже нац.парков заинтересовались, и готовы были оплатить обучение своего персонала. Тем более, что аттестация гидов-экскурсоводов становится обязательной в июле 2017 года; механизма аттестации в нашей области не разработано; а корочки «повышения квалификации» лишними не будут.
Дело, правда, двигалось медленно: Шанина ссылалась на подготовку к международному форуму, который отнимал все силы работников её отдела. Хотя, кажется, где путинский форум и где дополнительное образование. Тем не менее, продираясь через тернии к звёздам, мы утвердили сроки проведение курса...

рассчитали стоимость курса, включая недорогих преподавателей и дорогое оформление документов...

Правда, утверждение программы задерживалось, но по переписке с отделом мы поняли, что это формальность, которая будет пройдена. Тем более, что было уже 9-ое марта... И оплату они уже готовы были принимать...

Когда до начала курсов оставалось 22 дня, я напомнил Ольге Николаевне, что пора бы начинать набирать слушателей. В ответ получил официальный адрес в САФУ для подачи заявок на обучение и номер телефона САФУ для консультаций.
Заметьте: 13-го марта в 08.50 утра.

13-го марта в 09.33 я опубликовал первый пост о наборе слушателей с почтой и телефоном, указанными Шаниной...
13-го марта в 21.01 в комментариях к перепосту о наборе слушателей в facebook появился персонаж с кучерявой должностью "помощник ректора по стратегическому развитию и внешним связям" Тюкина Светлана Львовна.

Очевидно, что Тюкина писала о курсах «соловецких» экскурсоводов, которые проводят на территории САФУ специалисты Соловецкого музея. Областной отрасли от этих курсов – ни горячо, ни холодно. (К слову сказать, после обучения «соловецкий» студент-экскурсовод выходит начётчиком исторических текстов, но не профессионалом, о чём свидетельствует падение качества музейных экскурсий, отмечаемое как туристами, так и тур.фирмами.)
Так или иначе, советник Тюкина развила бешеную стратегическую и внешнюю деятельность, и даже звонила Елене Юрьевне Доценко, интересуясь, отчего бывший министр спорта согласилась участвовать в нашем проекте, как сторонний специалист. Уже через час Ольга Шанина прислала гневное письмо, что мы не имеем права писать о курсах, так как... они не утверждены.

Совпадение? Не думаю… Это была уже не та Шанина, которая утвердила даты, цены, адреса и телефоны. Было понятно, что тюкнуло её очень сильно, и она позабыла всё, о чём говорила и писала ранее. На следующий день САФУ в лице Шаниной отказало нам в утверждении программы курса на основании того, что... "имеются аналогичные программы и университет не будет себе создавать внутреннюю конкуренцию".

Конкуренции с теми программами, о которых негативно отзывалась сама начальник управления дополнительного образования Анастасия Зайцевская, о существовании которых не могла не знать заведующая отделом дополнительного образования Ольга Шанина…. Бессмысленных, дорогих и неэффективных программ, результативность которых стремиться к абсолютному нолю... Кстати, на странице центра дополнительного образования, возглавляемого Шаниной, не значится. ни одной "конкурирующей" программы. Мы конкурировали с пустотой.
В рамках дискуссии в Москве, мы, тем не менее, получили нужный ответ. Он сводится к следующему: общее качество туристского образования в России настолько низко, что в рамках аттестации его не рассматривают. То есть, аттестацию будут проводить органы власти; а в комиссии по аттестации будут включены представители туристской отрасли, но не обучающих организаций. Шах и мат, САФУ, остальные ФУ. (С интонацией доктора Быкова из «Интернов»: «Фу! Фу-фу-фу!») Фактически, туристская отрасль признала вашу неспособность готовить специалистов, ваше непонимание профессиональных требований, вашу неспособность понять суть отрасли. У вас горничная обязана знать номер закона, регулирующий её труд; но её не учат, что обслуживающий персонал обязан молчать и улыбаться.
Теперь о смыслах. Помнится, не так давно, на одном из профильных мероприятий, представители АО оскорбились, что Карелия упомянула Соловки как один из объектов своей, республиканской отрасли, что есть правда – 95% инфраструктуры доставки на Соловки расположено в карельских Кеми и Беломорске. Теперь САФУ оскорбился, что его плохие программы не способны конкурировать. Это явления одного порядка, который я называю «местечковый снобизм».
Почему-то представители АО думают, что Соловки «архангельские», а не общероссийские (Федеральный список памятников) или общемировые (список ЮНЕСКО). Почему-то клерки САФУ думают, что образование «их», а не «общее»… Но до тех пор, пока мелкие госслужащие, получающие зарплаты из моих налогов, будут считать общее «своим», не только туризм, но и всё остальное будет «обустраиваться в заднице», по меткому замечанию колхозника Мельниченко.
Ленин когда-то сказал, что и кухарка может управлять государством. Он оказался прав. Они и управляют. Но Ленин не знал, что девушку из деревни вывезти можно, а деревню из девушки – нет. Хоть помощником её назови, хоть заведующим, хоть федеральным университетом. Далее – везде.
P.S. Никогда больше. Сам. Только сам.