kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Categories:

Занимательное краеведение

Сегодня проводил урок краеведения для трёх первых классов и одного восьмого. Четыре урока пролетели, даже перекурить не успел. Первоклашки. Знаю, что многие лекторы пасуют перед детскими группами, потому как сложно свой развитый вокабуляр затолкать в две фразы, не погрешив против сути.)) Проще надо быть, граждане, на примерах, на пальцах, так сказать. Для начала я им разъяснил практическую ценность краеведения, рассказав, как будет стыдно, если в гости приедет друг, а они не смогут ответить на его вопрос: "Что в вашей области можно посмотреть?")) Практическую ценность они осознали. Затем показал карту России и попросил показать нашу область на карте. Дети радостно выходили, и почти все тыкали в Якутию - она самая большая. Интересно работает наш мозг, правда? Если мы хотим увидеть своё, мы сразу выбираем покрупнее.)) Показал нашу область. Как рассказать о размерах области? Она большая или маленькая? Оказалось, что если идти с севера области на юг пешком, то уйдёт дней 20; что область занимает 8 место по площади в России; что ВСЯ Россия равна 28 Архангельским областям.) Климатические зоны мы ограничили "лесом" и "морем"  - мы же на Севере живём, им понятно.) Кусок "о животном мире" - несомненный хит. На слайд поставил 3 фотографии (лисичка, олешек и лосик) и попросил дополнить мой список. Поднимали руки, наговорили от ёжиков до скунсов. Правильные ответы записывал на доску.  Мелом. Круто. Перешёл к морским животным. Когда рассказывал о "морде, похожей на собаку с чёрной маской", "пузырь серебряного цвета, лежащий на берегу" и "большую голову с глазами навыкате и огромными усами" - хохот стоял гомерический. Кстати, кто нибудь узнал портреты?)) После животных перешли к людям, немножечко рассказал о новгородцах-первопоселенцах, про то, как они хорошо строили корабли и ходили по воде вплоть до Новой земли уже тысячу лет назад. "Тысячу лет" понимают даже дети и против истины не погрешил.) Задал вопрос: если вы древний новгородец и всегда ходите по воде, где вы построите свой дом? Возникли ответы: в защищённом месте, где рядом много леса, на берегу. Дети сами точно описали модель поведения первопосленцев. Сравнили названия старейших поселений области с современными - оказалось, что все они образованы от гидронимов. Сорри, плиз, от названий рек.) Дом, как они подметили, строился из леса. Отчего плавно перешли к деревянным памятникам - Малые Корелы (музей), Кенозерье (нацпарк). Вы, кстати, знаете, что Малые Корелы - самый большой в мире музей деревянного зодчества? Но, так как дерево - материал недолговечный, люди стали строить из... - камня! - это хором. Так мы перешли к архитектуре - Соловкам (где строили из камня); Каргополю и Сольвычегодску (построенным из кирпича). Затем показал картину с нашими Гостиными дворами - узнали, загалдели, опять составили список, на этот раз - памятников города, которые они знают. На закуску, когда первый устало прилёг на парту, показал сногсшибающие фотографии трёх красот. Реку Пинегу узнали, потому что у некоторых там бабушки; Пинежские пещеры и так все знают; а вот Земля Франца-Иосифа (как вулкан!!!!) заставила меня вернуться к карте России и показать, что это самый северный край Архангельской области. Напомнил об основном: животные сухопутные и морские, создание поселений, деревянное зодчество, архитектура, природные красоты. Тут 45 минут и вышли. И так три раза. И каждый раз по-разному. Отличия уже не детские, они явно учительские. В одном классе всё спокойно, но и вопросы средненькие; в другом - стоят по стойке смирно, а вопросы самые неожиданные; в третьем - цирк с конями, а вопросы подготовлены на бумажках. Они, кстати, так и жить дальше будут.
С восьмым классом было проще. Меня предупредили, что "класс тяжёлый", и даже одну девочку, успевшую на перемене выдать учителю: "А что вы хотите, мы тоже взрослые!", хотели удалить (она нам весь урок сорвёт!), тем не менее, решение "захвата внимания" здесь было проще. Себя вспомните... Восьмой класс... Походы классом... Лагеря...  Я просто рассказал им, как подготовиться к пешему походу. Антуражик задал: прошла ядерная война, вы в пустом городе, в магазинах лежит всё, но надо уходить, по дороге будут дикие звери и дикие люди, нужно собрать только то, что необходимо. Не больше и не меньше. Прошли по следующему алгоритму: цель - расчёт расстояния - условия (географические и климатические) - обмундирование - снаряжение - питание - укладка рюкзака. "Трудный класс" слушал, иногда записывая.
Из приятного: первоклашка подарил мне рисунок.

Видимо, я напомнил ему Furby - мохнатого тамагочи. Это как если бы я слушал лекцию снежного человека...

Из находок: Кенозеро легко запомнить. Как зовут друга Барби? Кен! Вот и получается: Кен-озеро! Занимательное, но, как говорит моя любимая, "не педагогичное" поведение. Зато запомнили.) 
Tags: вот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments