kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Categories:

Занимательное краеведение

Сегодня проводил урок краеведения для трёх первых классов и одного восьмого. Четыре урока пролетели, даже перекурить не успел. Первоклашки. Знаю, что многие лекторы пасуют перед детскими группами, потому как сложно свой развитый вокабуляр затолкать в две фразы, не погрешив против сути.)) Проще надо быть, граждане, на примерах, на пальцах, так сказать. Для начала я им разъяснил практическую ценность краеведения, рассказав, как будет стыдно, если в гости приедет друг, а они не смогут ответить на его вопрос: "Что в вашей области можно посмотреть?")) Практическую ценность они осознали. Затем показал карту России и попросил показать нашу область на карте. Дети радостно выходили, и почти все тыкали в Якутию - она самая большая. Интересно работает наш мозг, правда? Если мы хотим увидеть своё, мы сразу выбираем покрупнее.)) Показал нашу область. Как рассказать о размерах области? Она большая или маленькая? Оказалось, что если идти с севера области на юг пешком, то уйдёт дней 20; что область занимает 8 место по площади в России; что ВСЯ Россия равна 28 Архангельским областям.) Климатические зоны мы ограничили "лесом" и "морем"  - мы же на Севере живём, им понятно.) Кусок "о животном мире" - несомненный хит. На слайд поставил 3 фотографии (лисичка, олешек и лосик) и попросил дополнить мой список. Поднимали руки, наговорили от ёжиков до скунсов. Правильные ответы записывал на доску.  Мелом. Круто. Перешёл к морским животным. Когда рассказывал о "морде, похожей на собаку с чёрной маской", "пузырь серебряного цвета, лежащий на берегу" и "большую голову с глазами навыкате и огромными усами" - хохот стоял гомерический. Кстати, кто нибудь узнал портреты?)) После животных перешли к людям, немножечко рассказал о новгородцах-первопоселенцах, про то, как они хорошо строили корабли и ходили по воде вплоть до Новой земли уже тысячу лет назад. "Тысячу лет" понимают даже дети и против истины не погрешил.) Задал вопрос: если вы древний новгородец и всегда ходите по воде, где вы построите свой дом? Возникли ответы: в защищённом месте, где рядом много леса, на берегу. Дети сами точно описали модель поведения первопосленцев. Сравнили названия старейших поселений области с современными - оказалось, что все они образованы от гидронимов. Сорри, плиз, от названий рек.) Дом, как они подметили, строился из леса. Отчего плавно перешли к деревянным памятникам - Малые Корелы (музей), Кенозерье (нацпарк). Вы, кстати, знаете, что Малые Корелы - самый большой в мире музей деревянного зодчества? Но, так как дерево - материал недолговечный, люди стали строить из... - камня! - это хором. Так мы перешли к архитектуре - Соловкам (где строили из камня); Каргополю и Сольвычегодску (построенным из кирпича). Затем показал картину с нашими Гостиными дворами - узнали, загалдели, опять составили список, на этот раз - памятников города, которые они знают. На закуску, когда первый устало прилёг на парту, показал сногсшибающие фотографии трёх красот. Реку Пинегу узнали, потому что у некоторых там бабушки; Пинежские пещеры и так все знают; а вот Земля Франца-Иосифа (как вулкан!!!!) заставила меня вернуться к карте России и показать, что это самый северный край Архангельской области. Напомнил об основном: животные сухопутные и морские, создание поселений, деревянное зодчество, архитектура, природные красоты. Тут 45 минут и вышли. И так три раза. И каждый раз по-разному. Отличия уже не детские, они явно учительские. В одном классе всё спокойно, но и вопросы средненькие; в другом - стоят по стойке смирно, а вопросы самые неожиданные; в третьем - цирк с конями, а вопросы подготовлены на бумажках. Они, кстати, так и жить дальше будут.
С восьмым классом было проще. Меня предупредили, что "класс тяжёлый", и даже одну девочку, успевшую на перемене выдать учителю: "А что вы хотите, мы тоже взрослые!", хотели удалить (она нам весь урок сорвёт!), тем не менее, решение "захвата внимания" здесь было проще. Себя вспомните... Восьмой класс... Походы классом... Лагеря...  Я просто рассказал им, как подготовиться к пешему походу. Антуражик задал: прошла ядерная война, вы в пустом городе, в магазинах лежит всё, но надо уходить, по дороге будут дикие звери и дикие люди, нужно собрать только то, что необходимо. Не больше и не меньше. Прошли по следующему алгоритму: цель - расчёт расстояния - условия (географические и климатические) - обмундирование - снаряжение - питание - укладка рюкзака. "Трудный класс" слушал, иногда записывая.
Из приятного: первоклашка подарил мне рисунок.

Видимо, я напомнил ему Furby - мохнатого тамагочи. Это как если бы я слушал лекцию снежного человека...

Из находок: Кенозеро легко запомнить. Как зовут друга Барби? Кен! Вот и получается: Кен-озеро! Занимательное, но, как говорит моя любимая, "не педагогичное" поведение. Зато запомнили.) 
Tags: вот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments