kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Categories:

Растаял в далёком тумане Рыбачий...

У меня в жизни есть единицы мест, куда действительно хочется вернуться. Это редкие места, они вызывают особенные чувства, и теперь в моей жизни таких мест стало больше. Новое здесь:

Летом мы много слышали о полуострове Рыбачьем от своих туристов. Один из наших партнёров предложил организовать тур; в наши даты не оказалось свободных машин; нас передали другому предприятию; директором предприятия оказался гид, бывший у меня на экскурсиях - Вячеслав. Вот такая катавасия (katabasis по-гречески и есть - "схождение")))... Слава позвонил, мы выразили взаимную радость от совпадения, он проинструктировал нас, сказал, что заберёт третьего участника и приедет за нами в 07.45. Надо сказать, что собрались мы "так просто": никаких конкретных целей в путешествии не было, ожиданий не строили (я что, тундру не видел?), даже программу тура не читали. Сухим пасмурным мурманским утром мы прыгнули в праворульную Тойоту (ровно в 7.40) и Вячеслав повез нас на север, на мыс Рыбачий... Проехали за интересными рассказами километров 70 - Слава хороший рассказчик, с грамотным русским языком (что я очень ценю), рассказывает не торопясь, с интригой, знает много. Так незаметно мы приехали в...  долину Славы. Огромный мемориал посвящённый погибшим при обороне Заполярья.

Это было первое открытие путешествия: я читал, что здесь воевали, знал, что Мурманск - город-герой, но (большей частью) воспринимал войну в Арктике как историю морскую - караваны ленд-лиза, морские охотники, подводные лодки... Здесь мне раскрылась совсем другая сторона этой войны - война на суше, в жёстких условиях горных арктических тундр.

Долина не широкой, но быстрой реки Западная Лица стала тем местом, где схлестнулись отборные горно-стрелковые немецкие и финские дивизии с нашими армиями. Рельеф местности (Лица течёт между горными хребтами) не позволял использовать танки и другую тяжёлую технику, хотя, по традиции, танк здесь поставили. Фактически война на центральном участке фронта свелась к жестоким рукопашным боям, подавляющим артобстрелам, тактическим десантам, бомбёжкам, снайперам, миномётным обстрелам, диверсионным операциям.

Это первый увиденный мной мемориал, где упомянуты штрафники: 614 отдельная штрафная рота. В составе Северного флота.

Скульптор, несомненно, мастер.

На обратной стороне каждой стеллы копии предсмертных записок красноармейцев.

Пронзительное место. Здесь линия фронта остановилась, отсюда в 1944 году началось наступление наших войск. Три года жёсткой позиционной войны в горах и арктических тундрах.

"Здесь война везде" - пояснил Слава, привёзший нас в Долину Смерти, переименованную в 1965 году в Долину Славы...И мы поехали в Титовку.

Здесь тоже маленький самодеятельный музей, на хребте видны опоры немецкой канатной дороги. Это было второе открытие. Оказывается, здесь действовала самая длинная канатная дорога в мире, построенная для военных нужд. По ней немцы переправляли раненых, снайперов, грузы. Подробней останавливаться на ней не буду, кому интересно, вот ссылка.

Отсюда мы уехали в сторону Мельничного водопада. Оказалось, Кивач раза в три меньше будет...

Погода была облачная, но красоты неимоверные. Водопад ошеломил. Стало понятно, что дальше станет интересней.

Проехав остатки шаурмячной, мы двинулись в тундры...

...а приехали к Пьяному ручью. Пьяный ручей - край земель, ещё подвластных редким залётным гибддшникам. Далее ни одна гибддшная машина никогда замечена не была. Пока Надюша забегала на вараку...

мы разложили столик у журчащего ручейка, и, не нарушая традиций Пьяного ручья, выпили коньячку армянского, чтобы задобрить всех богов Великой Тундры... Благо, ручей сам тостами плещет...)

Следы войны были найдены в двух метрах от столика - комок спёкшихся патронов от винтовки.

Свернув походные седалища, мы поехали дальше. Фотографировать здесь хочется всё. Кстати, этот же вид я сфотографирую на обратном пути, но под солнцем он будет совсем другим.

Дорога проходит в уникальном месте: между тремя озёрами, лежащими на разных уровнях...

Зашли на высоту "Яйцо", господствующую над Моткинским заливом (Мотка-губа у поморов)

Здесь также шли ожесточённые бои

Неподалёку от "Яйца" трогательный памятник - сын и отец. В этот момент, уже в сотне километров от Мурманска, до меня дошло, что ВСЕ мемориалы, которые мы видели по пути - а памятников много и они везде - ВСЕ ПАМЯТНИКИ В ИДЕАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ! Вот и весь патриотизм: ремонтируем, белим, содержим... и не кричим о пламенной любви к Родине. В Мурманской области сильное поисковое движение, идёт постоянный поиск и организация захоронений, работа с документами...

Следующий памятник тоже удивил... В этой землянке была создана песня "Прощайте, скалистые горы". Здесь работали Кассиль, Симонов, Лебедев-Кумач... Эмблему фронтовой журналистики я увидел в первый раз: штык, перо и карандаш. Прямо Пикуль: "Пером и шпагой"....

И тут мы выехали к обнажённой Кийской литорали - куйпога. Полный отлив.

При пасмурном небе литораль выглядит чёрной.
Эти красивые пляжи - удобное место для десантирования. поэтому над пляжами господствуют ДОТы.

Эта территория была финской. Видите двойку, похожую на девятку? Так писали финны в начале XX века.

В амбразуре надпись... Северодвинск,ё!

На подъезде к мысу Немецкому, северной оконечности полуострова Рыбачий, нас встретила военная часть с антеннами... Размещать фото не буду - вдруг шпионаж в пользу Японии пришьют.)) Мыс Немецкий упоминается ещё с XVI века. При этом на мысу есть... норвежский колодец XVI века...

Маяк XIX века...

Маяк XX века...

Туева хуча гуриев...

последний самый северный колокольчик...

и самый северный мыс европейской (материковой) части России...

Надюша выпила кофе, и мы поехали на мыс Кекурский, чьи изломанные пики торчали на другом краю Вайда-губы. По пути мы проехали самую северную материковую метеостанцию европейской части России...

и нас облаяли самые северные собаки европейской части России.

На самом деле все мысы и побережья прикрыты ДОТами. Их амбразуры остроглазо щурятся на море; они чувствуют друг друга по перекрытию секторов обстрела; видно, что они - ждут. Этим ДОТам нужны только руки.

На востоке виднелись изломанные скалы мыса Кекурский. В принципе, мысы Немецкий и Кекурский - это оконечности Вайда-губы. Немецкий - западный, Кекурский - восточный. Пока мы ехали, Слава показал нам камни с цифрами. Оставлены, видимо, ещё финнами. Мы предположили, что это система делянок, вроде столбиков лесных делянок.

И подъехали к Кекурскому. С точки зрения визуального восприятия - Кекурский - это старые, почти полностью рассыпавшиеся скалы, последние отроги гор, стёсаных вечностью... С точки зрения тектоники это "ряд антиклинальных перегибов, которые при орогеническом давлении, идущем от СВ, дали ряд чешуйчатых надвигов и крупный подвиг свит полуострова Рыбачьего на полуостров Средний."  А на самом деле это просто Марс какой-то.

где вопреки законам тяготения...

геологические пласты идут вертикально вверх.



Сверху открываются фантастические виды
IMG_2221.JPG

IMG_2224.JPG
Те самые "чешуйчатые надвиги".
IMG_2234.JPG
Любоваться таким можно вечно, но наступал вечер, и мы погнали на базу. По пути встречаются лужи, ручьи, броды и временами понимаешь, зачем на Тойоте высокий воздухозаборник.) На одном из таких бродов мы схватили камня куда-то снизу справа, но визуальный осмотр ничего не дал.

Часть Скорбеево заброшена давно.


Недавно тут был обретён лик "Скорбеевской мадонны" в бывшей комнате отдыха части.

А также малоизвестная картина Ай.Вазовского.

Солнце стало садится за горизонт, когда мы выехали к Кийской литорали с чёрными песками, где были несколько часов назад. И тут... Хруст раздался справа, Слава чётко среагировал, вдарил по тормозам: мы застыли, как вкопанные. Вышли - колесо переднее правое торчит косо. Заглянули - рычаг нижний оторвало. До базы 8 километров. Пока Слава поднимался в скалу для связи (дорога идёт по берегу моря, в низине), мы потренировались в разведении огня. Для тех, кто поедет сам или в первый раз: разводить огонь можно только в старых костровищах - это гарантия, что под костром не рванёт какая-нибудь мина. Слава спустился, мы собрали основные рюкзаки и пошли, предварительно затушив костёр, пешком в сторону базы, чтобы не сидеть на месте. Ночь была лунная, небо чистое, сторонних источников света никаких, и... мы отбрасывали чёткие тени. Каждый камушек на дороге был виден,

Не торопясь мы прошли около 4 километров и нас догнала колонна джипов. Через двадцать минут мы оказались на базе. Нам дали домик на троих, покормили горячим в "обеденном доме", и даже выделили отдельный столик. Дисциплина на базе жёсткая.

База - битком. Наш коньяк пошёл в дело, за столом сидел директор базы (тоже Слава, однокашник нашего гида Славы - главное - не перепутать...), и когда звучал вальс "Прощайте, скалистые горы" в его глазах была видна житейская мудрость и окончание летнего сезона. Ночью у кого-то из туристов был день рождения, и по этому поводу был новогодний салют, после чего мы уже спали. В домике с печкой и кроватками, застеленными бельём. Но спальниках. Утро было солнечным.

На завтрак... Яичница + каша. С кашей понятно, а вот горячая яишница из двух яиц с беконом за 100 километров от цивилизации порадовала изрядно. По машинам и - на Параварскую дорогу. Ещё её называли Швабской. Теперь мы ехали на пяти джипах

С группой фотографов. "Фото-тур" назвается. В некоторых местах их главарь останавливался, и пальцем тыкал, куда фотографировать. На этой остановке он их ткнул сюда, на марсианские пейзажи.

Здесь они не были.

Это был немецкий укрепрайон. Штаб...

Казармы. Разбиты прямым попаданием, между прочим.

Отсюда немцы построили технологическую дорогу, через Печенгу, на Норвегию - для снабжения частей. Все откосы дороги уложены подогнанным гранитом.

Часть машин осталась ввиду этого озера...

Часть уехала ещё дальше, остановившись у разрушенного моста. Немцы выкладывали ручьи камнем, и делали деревянные мостики. Двое ушли по дороге

Я забрался на варку и увидел каскад озёр.

Потом приблизил на максимум, увидел двоих идущих, прямую ветку Швабской дороги, уходящей на запад. Немцы, всё-таки, загадочный народ... Построить в самых хлебенях техническую дорогу и сделать её такого качества, чтобы она и через семьдесят лет была пригодна для проезда....

А для чего, интересно, эти штуки?

Только мост положи - и пили в Норвегию...)

И я подумал: мне обидно, что моя родина-победитель за семьдесят лет не научилась так строить дороги. А кому не обидно - тот морда фашистская. За этими думками мы ехали по узкой дороге, проложенной не месте скалы вдоль озера. На дне лениво валялись мины. На фото - в центре, вверху фото. Ржавая такая.

По дороге остановились рядом с уникальным природным объектом: источником, бьющим вверх. В народе называют "Источник мужской силы". Считается, что если мужчина омоет свой уд в источнике, то угол наклона всегда будет не ниже чем на видео.)

Группа была смешаная, поэтому провести эксперимент не удалось.  На обратном пути мы ещё раз сфотографировали тоже, что и раньше, но при солнце.

а закончилось всё, как и начиналось, водопадом.

И - "...растаял в далёком тумане Рыбачий, родимая наша земля"...
Tags: Из жизни турконторы, Туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments