kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Categories:

Как мы готовим гидов

В этом году мы полностью ввели свою систему обучения гидов и сопровождающих. Классического экскурсоведения, нам, простите, нам не хватает. Экскурсоведение всё расскажет о том, что такое тематико-экспозиционный план, показ, рассказ, переключение внимания, комментирование, цитирование... Только почему-то экскурсовведение не рассказывает, как стать хорошим гидом, на которого будет высокий спрос. В результате наша система подготовки базируется на основных предпосылках.
1. Гид обязан владеть грамотной русской речью, уметь не только говорить, но и писать.
2. Гид обязан хорошо выглядеть и правильно двигаться.
3. Гид обязан знать больше материала, чем требуют условия экскурсии.
4. Гид обязан уметь импровизировать на базе материала.
Наша подготовка базируется исключительно на методе жёсткого погружения.
1. Отбор кандидатов происходит (1) по резюме, 2 (скайпу) и (3) личным встречам. Из сотен резюме проходят 3-5 кандидатов. Мы принимаем только взрослых, состоявшихся людей с высшим образованием и широким кругозором.
2. Буквально "с корабля" мы обучаем их практическому сопровождению групп. Срок обучения - 2 дня, и они начинают работать самостоятельно.
3. За две недели, параллельно с исполнением обязанностей сопровождающего, кандидаты обязаны прочитать и осознать весь массив археологической литературы по Соловкам и составить авторское прочтение (не выходящее за рамки науки) самой короткой экскурсии ("Мыс лабиринтов"), которую у нас обязаны знать и проводить все - и сопровождающие, и гиды.
4. Все проходят курсы актёрского мастерства, для чего мы в этом году пригласили специалиста: сегодня у нас преподаёт Дмитрий Гоголин. Кандидаты осваивают ораторское искусство, правильную речь, изживают жаргонизмы, слова-паразиты, диалектизмы, обучаются сцендвижению и импровизации.
5. Через две недели самостоятельного изучения материала и обязательного посещения курсов (работу сопровождающим никто не отменял),  кандидаты обязаны сдать свою авторскую экскурсию "Мыс лабиринтов" старшим гидам.
6. Если качество самой короткой экскурсии признано коллегиально, кандидат может выбрать интересующую его историческую тему и маршрут, и начать готовить собственную экскурсию по выбранному маршруту. Кандидат сам составляет ТЭП (тематико-экспозиционный план), пишет текст, основываясь на источниках (у нас большая библиотека). На подготовку ещё 2 недели. Обязанности сопровождающего групп с него не снимаются.
7. Задача проста: прогнать исторический материал через собственный опыт, представить собственную концепцию подачи материала и текст. Я, например, люблю рассказывать о политико-экономической истории Соловецкого монастыря, в отличие от рассказов о чудесах святых. Света Дьяконова, будучи психологом, раскрывает аспекты взаимодействия мужского и женского на примере Соловецкого лагеря Особого назначения... А дальше... гид либо сдаёт свою авторскаую экскурсию, либо нет. Решение о допуске на маршрут принимает коллектив. Если решение положительное - кандидат прекращает работу сопровождающим и становится гидом, если нет - может остаться трудиться сопровождающим. За 10 лет работы нашего бюро мы создали 8 гидов-универсалов, способных ответить на ЛЮБОЙ вопрос о Соловках - от VI тысячелетия до нашей эры и до наших дней.))
Tags: Из жизни турконторы, Соловки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments