kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Categories:

Всплытие

Следующая часть «Записок турконторы» случилась, когда сезон закончился. Я честно пытался поддерживать «соловецкую» тему летом, но на большие тексты времени не было: утро, завтрак, бегом на экскурсию, на вторую, какая-нибудь вечерняя лекция (творческая встреча), подготовка к следующему дню (высушить-постирать-приготовить портфели экскурсовода, графики, количество людей в группах, кто сопровождающие), еда, сон… Иногда, перед сном – коньяк. С нами на Соловках трудятся взрослые и сознательные люди, потому полевому персоналу (с 8 утра до 21 вечера, без выходных) полагается свои 50 грамм «полевых» в день. Правда, коньяка. Так как ежедневную норму начальство выдаёт не ежедневно, пару раз в неделю получалось разговеться коллективно, после закрытия офиса, часов в 11 ночи…В общем, времени в сезон не хватает даже на общение со своими же сотрудниками, что уж говорить о сетевых дневниках… Уверен, что за моё долгое молчание у меня накопилось много наблюдений, требующих моего осознания, а значит, текст этот будет длинным, а вот вобью ли я в него фотографии – пока не знаю. И, кстати, неофициальный текст, без статистики.)
В этом году мы количественно скакнули вверх почти на 50%, попытавшись при этом сохранить и даже повысить качество обслуживания. Естественно, столь парадоксальная задача вызвала резкий рост количества персонала и расходов на него. Трудятся у нас, фактически, волонтёры – только так я могу назвать этих самоотверженных людей, влюблённых в Соловки. Напомню: приглашаем мы к себе людей любых профессий с развитым интеллектом, богатым словарным запасом, повышенной общительностью и постоянной улыбкой на лице. Как вы понимаете, такие стоят дорого. Но мы их берём другим. Мы берём на себя проживание и питание (включая «полевые» 50 грамм)), месяц проводим жёсткий курс обучения в условиях реально действующего туристско-информационного центра и экскурсионного бюро (бесплатные экскурсии – это бонус), гарантируем минимальное финансовое содержание, а на выхлопе с большой результативностью получаем высококачественных тур.лидеров (сопровождающих групп) и гидов-экскурсоводов. Иногда (редко) – не получаем. Кстати, экскурсионный минимум есть и у тур.лидера – все обязаны водить экскурсию на «Мыс Лабиринтов», придав этой изящной 45-минутной вещице свою личную форму, подкладывая под каждый рассказ собственную мелодию... в зависимости от профессии и словарного запаса.) Научились почти все, тем более, что время для обучения было предоставлено самой природой.
Дружелюбные июньские северные ветра, сдобренные всепроникающим обложным дождём очень хорошо подходили для путешествий по заливу Ледовитого океана, где в густых туманах прятались красивейшие скалистые архипелаги… Но турист не оценил. Июнь был пустым, как дырка от бублика, что и позволило уделить большое время обучению персонала. Хотя, гидам жаловаться не приходилось: группы у нас на обслуживании шли плотным потоком, турлидерам работы хватало, и даже я начал водить экскурсии аж с 31 мая. Пустой июнь выглядел странно: было понятно, что из-за курса доллара за рубеж народа поедет много меньше, чем в прошлом году, да ещё где-то притаились порядка 7-8 миллионов платёжеспособных людей в погонах, выезд которым запрещён специально для поднятия внутреннего туризма. Но июньского туриста не было, он затаился в тёплых городах в ожидании хоть какого-нибудь лета. В июле российский турист понял, что лета не будет, и стаи переезжих потянулись сплошным потоком. Было такое впечатление, что в бассейне выдернули огромную пробку, и сезонная жизнь, вертевшаяся в июне ни шатко ни валко, закружила мощным водоворотом, никого не оставив на берегу.

Июльско-августовская гонка проверила всех на прочность и извергла лишнее. Так, нам пришлось уволить Платоныча, фигурировавшего ещё в начале рассказа. Мы так и не смогли «раскрыть» его: у него не получался «авторский» подход к экскурсиям – он просто зубрил услышанное; в коллективе он тоже не смог занять видное место, что его, естественно, как молодого, не глупого и амбициозного человека угнетало; и даже привезённые из самой Москвы кальяны не заинтересовали никого из наших. В результате центробежная сила водоворота выбросила его за наш горизонт событий. Надо отдать должное: для музейного экскурсионное бюро он оказался приятной находкой, к тому же – обученной нами, и прочно встал в ряды музейных экскурсоводов, что нас несколько обескуражило и позабавило.)
Все остальные вступили в сезон, а прошли огонь, воду и медные трубы, за что я хочу сказать всем огромное спасибо. Без вас, мои дорогие (в прямом и переносном смысле) коллеги, не было бы сезона, нечего было бы запоминать и рассказывать. Спасибо Алике, которая впервые исполнив роль старшего сопровождающего, вполне справилась с обучением людей, имеющих больший жизненный опыт, чем она сама. Спасибо нашим новичкам – Наде, Насте, Даше, Ире. Ира и Надя превратились в профессионалов-сопровождающих; Настя умудрилась-таки представить собственную экскурсию на маршруте «по скитам», основанную на воспоминаниях заключённых лагерного периода, что автоматически превратило её в «независимого гида»; а Даша теперь трудится в паломническом экскурсионном бюро организатором экскурсий. Таким образом, кстати, мы обучили в этом году одного экскурсовода для Соловецкого музея и одного организатора для Соловецкого монастыря.) Естественно, земной поклон всем «старым» гидам, которые трудились с нами в этом году. Вот они все: вдумчивый природовед Валентин Алексеевич Совалёв, звучный и весёлый Владимир Губич; тонкий психолог Светлана Дьяконова; обескураживающий гид-капитан Андрей Корольков; соловецкий историк Татьяна Амброче, а также автор этих строк. Шестёрка тягловых.) Отдельное спасибо совершенно новым людям – смотрителям архипелага Кузова. Когда мы заявили такую необычную вакансию – смотритель острова, о нас писала Российская газета.) Отбор кандидатов был жёсткий, но я не думал, что он будет настолько удачным. Иван и Беркут (Захар) ловко сработались, чётко распределив свои обязанности. В результате – на островах порядок, туристы все грамотно инструктировались, лодки бегали внутри архипелага, генератор заводился в нужные моменты, нарушители корректно предупреждались, а групповые экскурсии всегда сопровождались. Сейчас я не понимаю, как они всё это успевали. Моя сердечная благодарность вам, ребята. Без вас проект «На Кузова!» не получился бы. В завершение сезона Иван успел стать настоящим «независимым гидом», разработав собственную экскурсию по Немецкому Кузову. Таким образом, в этом году гидами трудилось целых восемь человек. Огромная благодарность тем людям, без которых ни один из наших туристов никуда бы не дошёл и не доехал – капитанам Алексею и Стасу, и водителям Алексею, Петру и Андрею – вы, несомненно, лучшие! Показали себя и новые подразделения – филиалы туристко-информационного центра «Соловки» в Кеми и Беломорске. Наши «кемские» Алексей и Светлана – без вас всё было бы сложней и тяжелей. И пусть сотрудничество с Беломорском (Сергеем) пока не было интенсивным, я рад нашему сотрудничеству. Почти всех упомянул. Осталось рассказать о человеке, без труда которого вся эта масса профессионалов своего дела была бы бесполезна. Это наш директор, наш экстремальный логист, наш бессменный организатор, владелец графика всех, наша Надюша. Именно она управляет сотнями наших туристов, машинами и кораблями, сопровождающими и гидами, телефонами и заявками. Самый незаметный, но самый важный человек в нашей команде, не побоюсь этого слова, тем более, что оно не моё.) И, естественно, невозможно забыть про наших партнёров – компании «Причал», «Соловки», «Русский Север», «Карельские каникулы», «Лукоморье» - надеюсь, что в следующем году мы придумаем ещё что-нибудь новенькое, тем более, что туристу новое важно.
Турист, кстати, в этом году поменялся. Продажи в сувенирных магазинчиках и средние чеки в ресторанах стали ниже. Видно, что туристы экономят, но возросший поток, в общем-то, обеспечил небольшой рост от прошлогодних продаж. Прокаты велосипедов замечали странные флюктуации: то все односкоростные велосипеды заберут, то многоскоростные. Единственное, что турист покупал очень активно – это экскурсии. В этом году наконец-то раскрутился «Анзер без скитов», придуманный Андреем Корольковым, и его же «Соловецкая кругосветка»; на Кузова весь июль приходили группы под 50 человек; вечерние «Зайчики» даже при нашей дороговизне пользовались успехом… Кстати о дороговизне «Зайчиков». Дело в том, что вслед за тем, как мы ввели оплату за «пользование инфраструктурой» на Кузовах, музей тут же ввёл «входной билет» на Заяцкий остров, о введении которого мы твердили уже не первый год. Но случился казус. Фактически, музейщики ввели понятие «входная плата» только для наших групп. Паломнические и музейные группы «входной билет» не оплачивали. Поэтому наша экскурсия была существенно дороже, чем музейная. Руководитель музейной экскурсионки пообещала, что перекос исчезнет в следующем году… Будем посмотреть осенью: начнёт музей движение в сторону повышения своих цен – хорошо, не начнёт – примем адекватные меры.))
Пока хватит, об остальном в следующем...
Tags: Белое море, Из жизни турконторы, Кузова, Соловки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments