kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Старые песни внутреннего туризма

Глава Ростуризма Олег Сафонов банально назвал туризм "локомотивом экономики" и "катализатором социально-экономического развития". Подчеркнув при этом, что туристическая отрасль растёт "за счет создания новых туристских кластеров в сфере малого и среднего бизнеса создаются новые рабочие места, что очень показательно в условиях проходящих в остальных сферах сокращений, решается проблема самозанятости населения". В чём прав, а где ошибается главный по туризму?
Я соглашусь с тем, что туризм может являться катализатором социально-экономического развития при определённых условиях (в нашей стране они пока не сложились). Но образ "локомотива экономики" обманчив, потому что локомотив идёт впереди состава, тянет его. Туризм, как отрасль, развивается лишь там, где все локомотивы экономики уже прошли - там проведены налоговые реформы, построены дороги, создана дорожная инфраструктура, охраняются и используются памятники культуры и природы. Вот тогда (в течение десятилетия!) нарастает жирок и появляется развитый туризм. Потому туризм - это, скорее, индикатор развития инфраструктуры и экономики, но никак не локомотив.
При этом туризм должен быть "индикатором с обратной связью", работающей по следующему алгоритму: тур.бизнес видит популярные направления -  государство прокладывает дороги-ж/д-авиа - и отдаёт развитие инфраструктуры (питание-поселение-обслуживание) тур.бизнесу. Это в идеале. На деле общение в министерствах-агенствах-институтах показывает, что из-за туризма дорогу не проложат, кабель не подведут, трубу не протянут. Не потому, что не понимают важности, а потому, что бюджеты не предусматривают. Исключение составляют крупные федеральные проекты (типа Сочи или Свияжска под Казанью), которые лишь подтверждают правило: не малый и средний бизнес своими "кластерами" являются локомотивом, но государство.
Объяснять сегодняшний рост внутреннего туризма за счёт ранее профинансированных "кластеров" малого и среднего бизнеса - это, скорее, патриотично-политическая оценка чиновника, но не участника рынка. Зимние каникулы карельского туризма - исторически сложившегося и популярного "кластера" - показали, что внезапный рост обслуживания в новогодние праздники на 50-100% является не "заслугой участников рынка", а следствием отказа россиян от заграничных поездок.
Так в чём же прав Олег Сафонов? Не знаю. А ошибается, видимо, во всём.
Tags: Туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments