kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Category:

Государственная идеология.

Говоря о государственной идеологии России, необходимо учитывать национальный аспект. Надеюсь, никто не сомневается, что именно русский народ (или этнос? ни Клейн, ни Бромлей, ни Гумилёв, ни... никто так мне и не объяснил, что такое - этнос?) является главным, статусным народом России? Не оспаривая научные формулировки, заметим, что русский - это не европеец, не американец, не китаец, не азиат, не африканец. Русский - своя логика, обусловленная географией (здесь Гумилёв рулит!); пресловутое "авось", "и так сойдёт", выросшее из отсутствия частной собственности; анекдоты, похожие на коаны, понятные только русским... Русский менталитет однозначно существует, хотя бы в приведённых отличиях. Поэтому, с одной стороны, гос.идеология обязана иметь русский акцент; с другой стороны, быть привлекательной для других национальностей, «многонациональной», по возможности - даже космополитичной.
Для начала разберёмся с «русским» базисом. Что отличает русских от всех остальных? Над этой "особостью" ломали головы многие лучшие умы не только России, но и Европы и Америки. И ничего точно сказать не смогли. Что не мешает перечислить основное известное:
1. Примат общественного над личным. «Соборность», «всем миром», «взаимопомощь», «взаимовыручка», «коллективизм» и прочие общественные отношения для русского жизненно важны: в северных условиях невозможно выжить «в одиночку», «семьёй». Только «всем миром».
2. «Коллективная» жизнь и исторически сложившаяся система «управления страной» привели к отсутствию культуры частной собственности, хотя крестьяне считали землю «своей». Эдакий когнитивный диссонанс, вылившийся в революционный лозунг, поддержанный городским люмпеном, потомками крестьян, так и не ставших городскими жителями: «Землю – крестьянам». Во времена социализма это мировосприятие оформилось в советский бытовой анархо-коммунизм, лучше всего выраженный в народной мудрости «Тащи с работы каждый гвоздь – ты здесь хозяин, а не гость».
3. Из отсутствия института частной собственности вытекает отказ от личной ответственности, Отказ от личной ответственности вынуждает надеяться на власти, «как начальство решит». Несоответствие «желаний и решений» убеждает, что «бояре плохие» и управы на них нет. Этот логический тупик компенсируется верой в символическую «правду», а единственным подателем правды становится «царь хороший». На этой болотистой почве вырос русский этатизм, где население рассматривается как «людской ресурс» для достижения «высших» целей, декларируемых лидером. Вождь (царь, президент) управляет народом при помощи прокладки-громоотвода (чиновники, бояре, бюрократия). Замечу, эта система управления не менялась ПРИ ВСЕХ политических режимах России.
4. Привычка жить в коллективе породила своеобразную культуру гостеприимства, в основе основой которой лежат состояния «искренности» и «душевности» – две чисто русские категории. Пресловутая «искренность» лежит в основе максим «любить – так королеву, красть – так миллион», «какой же русский не любит быстрой езды». Эти же категории делают нас, русских, «взрывными, но отходчивыми», то есть, нам присуща резкая смена настроений и состояний. По крайней мере, это объясняет, почему русское долготерпение всегда заканчивается бунтом. Бессмысленным и беспощадным.
5. Русские сказки, где Илья, лежащий 33 года, становится богатырём; Емеля, ловит волшебную щуку; дед - Золотую рыбку, а также прочие Коньки-горбунки, создали устойчивый национальный образ: ничего делать не надо, всё придёт само. Отсутствие личной инициативы помножилось на фактическую недоступность результатов своего труда (то барин отнимет, то царь, то налоговая с президентом). Получился народ, который трудиться хорошо умеет (в силу того, что ему постоянно приходится выживать), но не любит (потому что работает всегда «на дядю»).
6. Принцип «всё само» выливается в русское «авось», базирующееся на иррациональной вере в «лучшее». Рациональность русских в корне отличается от рациональности европейца, американца, китайца, японца или араба. Ни одна из наций не умеет так «выбрасывать деньги на ветер», как русские. У нас так делают все, от нуворишей до нищего.
7. Русские – агрессивный этнос. Точнее, этнос, поддерживающий любые агрессивные планы своих вождей, от «столица моя на Дунае» до «жандарма Европы», «мировой революции», а теперь вот – «русского мира». Этнос, который ценит грубую силу и оправдывает насилие, как показывают опросы после "Шарли": 48% россиян осудили террористов, но ведь есть 39% «понимающих» и 5% «одобряющих» действия террористов.
8. Мы этнос, который привык переносить трудности, но ничего не менять. Этнос циничных консерваторов и прагматичных конформистов. Лишь бы не было войны, а там - хоть быльём порасти. «Я делаю вид, что работаю, они делают вид, что платят зарплату».
9. Перечисленные особенности мировоззрения формируют негативный тип мышления (что, кстати, не есть «плохо»). Русские редко улыбаются, это бесспорный факт. Если копнуть глубже, оказывается, что мы негативно воспринимаем все нации, окружающие нас (все они имеют обидные прозвища). Фактически мы видим чистейшей воды национальный снобизм, происходит постоянная критика «не нашего» и восхваление «нашего», пусть даже оно хуже. Используя эту «разорванность сознания», государство применяет вечный трюк с «образом врага»: «народу внутри» противопоставляются олигархи, бояре, бюрократия, чиновники, пятая колонна, вшивая интеллигенция («царь хороший»); «народу вовне» также противостоит не малый список врагов начиная с католиков и до капиталистов, фашистов, «мировой закулисы», террористов и пиндосов. И орков, чего уж там.
10. Воинственность накладывается на поистине уникальную национальную черту – мессианство. Начиная с идеи «Москва – Третий Рим, а четвёртому не быти», весь русский народ свихнулся на своей «особости», всерьёз намереваясь «всех научить, как жить» и стать, по меньшей мере, «духовным центром» планеты. Народов, заражённых идеями мессианства, мне известно всего два. Это русские и американцы. Оттого, наверное, американцы и являются нашими вечными «врагами-друзьями» - слишком похожи внутренние устремления наций.
Думаю, для исходных данных этого будет достаточно. Предвосхищая окрики патриотично настроенных граждан, что автор описал лишь негативные стороны русского менталитета. Напротив. В каждом негативном признаке содержится его позитивная противоположность. Я стараюсь показать, что русский народ легко перетекает от одного состояния в другое: от деспотии к анархии; от жестокости к состраданию; от коллективизма к индивидуализму (помните железные двери 90-ых?); из атеизма в религиозность; из покорности в бунтарство. Причиной этому крайний коллективизм, который может быть и благом, и проклятием, в зависимости от того, в какое русло его направить. Любые дополнения приветствуются.

Предыдущие тексты по тегу "Госидеология"
Tags: Гос.идеология, Политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments