kodola (kodola) wrote,
kodola

Стамбул самостоятельно. День первый.

Любимая жена подарила мне на день рождения (не без некого лукавства) поездку вдвоём в Стамбул. "Мы работаем в туризме", и милая, естественно, применила все свои знания для удешевления поездки, тем более, что кризис вовсю. В "улётные" дни "Аэрофлота" были куплены билеты "Санкт-Петербург-Стамбул-Санкт-Петербург" всего за 19.000 со всеми сборами + (будь благословен букинг.ком!)  гостиница "Гюль Султан" (по совету знакомых, "у самой Софии!") обошлась всего в 12.000 на двоих на 6 дней с завтраками. Ночь перед вылетом провели неподалёку от Электросилы, в "Туристе" (букинг, 1200 рублей с завтраком). После завтрака - питерское метро, и...

.....маршрутка, досмотр, регистрация, граница, кофе.

...три часа здорового полёта сна, пробуждение. " Voilà! - вскричал пораженный и ужасно взволнованный князь." Босфор под нами!

Стамбульский аэропорт - мирового уровня хаб. В город можно уехать на чём угодно - такси, долмуши (маршрутки), метро. Маршрут мы рассчитали заранее, в руках карта города, язык аж до Киева, и, проведя нехитрые маркетинговые исследования на тему "How mach?", мы решили ехать на метро, соединённое в Стамбуле с трамваем и - местами - фуникулёром. Для покупки жетонов в "Жетонматиках" надо иметь (в лирах) мелкие купюры либо монетки. Жетон стоит 4 лиры. Мы взяли по 2 жетона, так как предполагалась пересадка на трамвай. Ехали минут десять до пересадки, пересели не туда (не в ту сторону), используя удивлённые интонации искали "Султан Ахмет" на карте, и турецкие школьники, ни бельмеса не говорящие по-английски и по-русски, знаками нам, убогим, показали, что ехать надо в другую сторону. Добирались (в общей сложности) час с небольшим. От остановки, опрашивая аборигенов и минуя приветливых зазывал вкусно пахнущих бесконечных ресторанчиков, нашли наш отель - "Гюль Султан". Гюль - это роза. Отельчик понравился с первого взгляда - вместо шумного ресторана здесь был магазин книг и рисунков. Приветливый англоязычный хозяин Хамид - рестораны не любит, папа художник-каллиграф (видите, подпись Сулеймана?), целый день сидит со своими книгами и рисунками, турецкая интеллигенция, принял оплату картой, 8 номеров, шведский стол на четвёртом, на терассе, маленький уютный номер с окном на улицу. Как и обещали - "у самой Софии". С видом на мечеть Султан Ахмет.

Темнело. На пристрелочную прогулку пошли с айфонами, фотоаппарат тащить было лень. Заметно, что в старом центре Стамбула хорошим тоном считается отреставрировать старое здание, сделав его мини- или супер-отелем. Отличительный знак таких зданий - отделка деревом.

Мы знали, что до Айя-Софии метров 700, но о волшебном фонтане, преградившем нам путь, мы не знали, и он отнял изрядную часть времени - настолько живописен оказался. Фонтан султана Ахмета III. У тюрок, называемых османы по главе династии, монарх, мечтающий о памяти народной, дарил гражданам фонтан чистой бесплатной воды. В народе этот фонтан назвали "Холодный" - говорят, вода в нём особенно холодна.

Филигранная резьба по камню и длинные "японские" козырьки крыш зримо объясняют, где ты: в точке тысячелетнего кипения Востока и Запада. На границе миров. В столице трёх империй... Айя-София на заднем плане.

Площадь Султан Ахмет жила своей обычной вечерней жизнью. Многоязычная толпа слонялась, разноязыкие продавцы ловко отчленяли немцев от русских, русских от итальянцев, и лишь афромамериканцы выглядели неохваченными. Общий фон свежести приморского города прорезала острая, несколько мусорная нота жареных каштанов. Еда бедняков продается нынче по 5 лир 100 грамм. В десятых числах декабря курс был уже 40 рублей за 1 лиру. Но каштаны, кстати, орехи жирные, и одному человеку этих ста грамм... мне хватило "убить червячка" на час. Шалеем от вида Айя-Софии. Стоит полторы тысячи лет!

О красивейшем архитектурном ансамбле площади Султан Ахмет своим недостойным языком я поведаю вам в следующих постах, уважаемый читатель, ибо пока мы совершаем обычный разведывательный выход. Точно напротив Софии - Голубая мечеть султана Ахмета. Или просто Султан-Ахмет.
В свете фонарей, прожекторов, лучей лазера, каштанного дыма, виделся гигантский цирковой балаган, ослепительно-сусальный и многошумный, и решение покинуть густонаселённую, как провинция Хэнань и озарённую, как сопло "Союза", площадь, пришло сразу после первой стопки серии снимков. Но в Султан-Ахмет мы всё-таки забежали...

...чтобы сфотографировать Луну.

День был лёгким, вечер обещал быть интересным, батарейка эмоций переполнилась и требовала разрядки. Через площадь мы пошли в сторону моря. На площади три колонны: обелиск фараона Тутмоса II, поставленный здесь императором Феодосием Великим в 390 году; колонна Константина, тоже IV века;

и остатки "змеиной".колонны из Дельф, привезённой также Константином.

Колонна была разрушена в 1700 году. А выглядела когда-то так:
змеиная колонна
Спустившись (к морю - вниз, обратно - пыхтишь) закоулками, где встречаются вовсе ветхие лачуги, (на деле - исторические памятники османской эпохи), к бывшим древним воротам Бизантия-Константинополя-Стамбула (Istanbul - так правильней), над которыми лежит ветка железной колеи, левее вокзал Сикерджи, откуда ходил знаменитый "Восточный экспресс".... С моря холодит, переходим автодорогу - у ног плещет Босфор. Где-то справа выход в Мраморное море, слева - в Чёрное. Легендарный Бизант из Мегара был прозорлив - владеющий проливом владеет сердцем Евразии.

Через дорогу памятник, интересно - кому? Переходим... Ба! Старина Тургут-реис! Крестьянин, пират, капудан-паша (адмирал Османской империи), бейлербей Алжира (наместник по-нашему). Воин, одержимый жаждой нового, картограф и путешественник.

Осенним стамбульским вечером, когда с Босфора дует, коньяк актуален, но за ветром лучше. Через пару километров набережной, мы ушли в какой-то очередной поворотик, а пришли в парк ГюльХане, раскинутый под султанским дворцом ТопКапы. Это, кстати, балкон покоев султана Сулеймана Законодателя, ставшего популярным благодаря турецкому сериалу "Великолепный век". IMG_0945Внезапно встречаем в парке фигуры белых медведей, даржащие кадки.
Выходим из Гюльхане, и опять попадаем в иллюминированную действительность, которой придаёт очарование очередной бывший фонтанчик, сейчас - ларёк по-нашему. Тут можно выпить турецкий кофе, сидя на маленьких плетёных табуреточках прямо на улице, что мы обязательно сделаем в следующий день.
Вдоль трамвайных путей мы вернулись домой. Накрутили около 6 километров. День первый завершился.
стамбул1
На следующий день в ТопКапы пойдём.