
Так как лишних денег на наёмных специалистов ни у кого нет, учитесь сами. Учитесь писать, редактировать, корректировать, придумывать дизайн, осваивайте фотографию и её обработку, семейство Adobe и прочие полезные программы. Когда вы дорастёте до найма персонала за деньги, вы будете знать, сколько занимает та или иная операция, и, сколько за неё можно заплатить. Но, даже если вы произвели на свет гору прекрасной печатной продукции, её надо кому-то, кто прочитает и оценит, отдать. Важно не просто отдать – важно уметь разъяснить и убедить. Поэтому учитесь говорить. Читайте написанное вами вслух, старайтесь сделать короче и точнее (краткость – сестра, не только таланта, но и хороших продаж), читайте перед зеркалом, читайте перед аудиторией… Потому что, если распрекрасный материал будет представлять заикающийся мямля – да кому вы на хрен нужны? Теперь вопрос: где найти скопище потребителей вашей раздатки?
Подход четвёртый: засветиться на выставках. На региональных выставках вы скорее найдёте партнёра. Но и партнёр будет… региональный, с маленькой сеткой продаж. В крупнейших туристических выставках участвуют не только тур.конторы, но и тур.ассоциации, и государство (худо-бедно… сейчас, думаю, будет совсем бедно) туризм поддерживает. Так что – если вы трудитесь на сезонной ниве российского внутреннего туризма, вы должны знать в лицо всех крупнейших деятелей регионального туризма, представителей власти и прочих органов. Сходите к ним, они помогут поучаствовать в паре выставок. Самые крутые выставки в нашей стране – это московские MITT и Интурмаркет.

Даже если вы не смогли попасть «на стенд» выставки, и вам не дали «места» – езжайте в любом случае. Билеты до Москвы, недорогой хостел (угол у друзей или родственников) – и вы превратились в счастливого обладателя возможности пообщаться с коллегами всей страны. Показать товар лицом, боком и со спины, ведь вдумчивый покупатель осмотрит вас со всех сторон. Но не спешите. Запомните простую статистику: из 100 потенциальных туристов, на которых вы потратите своё время на выставке, к вам приедет 0,5 туриста. Искать на выставках надо не туриста – искать надо партнёра, компаньона, который будет заниматься вашими продажами. Здесь у вас есть выбор – либо находите 20-30 агентов в крупнейших городах, и заключаете с ними кучу договоров (агентская скидка составляет до 15%), либо одного туроператора, который имеет большую сеть продаж через контрагентов (крупный оператор может попросить 25-30%).

Во-первых, промо-сувенирка нужна вам для ваших же рекламных туров. Рекламный тур назначается обычно на «пустые» даты, когда нет большой загрузки. У нас на Соловках это первая декада июня. Надо сказать, что на рекламные туры (если их грамотно представлять), во-первых, хорошо клюют конечные потребители – туристы. Потому что – здесь действует магическое слово «скидки», доходящие в рекламных турах иногда до 50-60%. Во-вторых, в эти даты должен приехать ваш турагент-туроператор, и вы, в свободном режиме должны провезти его везде, всё показать, и вдохновить. И денег с него не брать, естественно. В идеале ваш партнёр просто приезжает и уезжает; остальное – поселение, корм и программа – ваш убыток. Иначе, как бы вы красиво не расписывали на выставках свой тур, снабжая его тоннами рекламной макулатуры, он всё равно будет плохо его продавать: хорошо продать можно только то, что лично видел, щупал, чувствовал, пробовал. Остальное – иллюзия. Тут и вступает в дело промо-сувенирка, которую дают далеко не всем и каждому, как раздатку на выставках. Промо получает либо партнёр, либо клиент, который показал свою лояльность. У того, и другого обязательно возьмите отзыв, и опубликуйте его в разделе «отзывы» на вашем сайте. Поверьте, это работает. Наш сайт, например, на 5 месте в Яндексе по этой ключевой фразе.

И, если вы всё правильно сделали, хорошо обслужили всех, о вас пойдёт хороший слух. Это и есть
Шестой подход. Сарафанное радио. Распространение хороших слухов о вас и вашем туре работает, если вы качественно использовали все пять предыдущих подходов. Сарафанное радио – это признание того, что вы сделали отличный тур.