kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Categories:

Соловки: власть или народ?

Вот статья о том, как Соловки пытаются закрыть. Давайте без лишних эмоций попытаемся разобраться в происходящем и оценить плюсы и минусы предложения о создании Закрытого административно-территориального образования на Соловках в сегодняшей ситуации. Начнём, что называется "ab ovo".




У меня нет сомнения, что все предыдущие действия власти на Соловках, как то:
избрание культовой для Соловков фигуры - бывшего директора музея Михаила Васильевича Лопаткина на должность главы Администрации МО "Соловецкое", попытка создания Общественного совета Соловков и мгновенная отставка М.В. Лопаткина;
передача управления федеральным Соловецким музеем сановнику РПЦ и признания министром культуры РФ этого эксперимента неудачным
победа на выборах и отставка Алексея Александровича Ефипова с поста главы Администрации Соловков;
проигрыш в суде "московского" кандидата Тарасова и давление на Ефипова с целью отмены выборов на Соловках;  
и - теперь - уж упомянутое выше предложение о введении на Соловках "Закрытого административно-территориального образования" -
лишь этапы углубления системного кризиса - и на Соловках, и в Архангельской области, и в России в целом

Итак. Какие последствия может иметь введение ЗАТО на Соловках для всех трёх уровней власти (муниципальной, областной и российской) в той сложной ситуации, которая сложилась сегодня на архипелаге? Для этого необходимо рассмотреть сам закон РФ от 14.07. 92 № 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" и последствиях его применения в настоящей редакции. При этом, хотя сама идея введения ЗАТО неисполнима с точки зрения Закона, потому что на архипелаге нет того, что должно быть для введения режима ЗАТО: "промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты".(ст. 1 настоящего Закона), мы живём в то время, когда пословица "закон - что дышло" актуальна в нашей стране, как никогда. 

1. Уровень муниципальный. Что получат Соловки? Они получат полное прекращение свободного доступа граждан РФ и тем более иностранцев на архипелаг - то есть полное прекращение туризма, ибо ЗАТО - это форма "секретной" территории, где "...устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан...", который приводит к "ограничению на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории" и "ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией". Граждане Соловков  в полной мере познают "ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом". Кроме того, если признать, например, главным "предприятием" Соловецкий музей, то "граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством". Так что, граждан в этом случае выселят законно. Думаю, более половины соловчан должны сказать огромное спасибо своим депутатам, которые слепо поддерживают этот план.  Оговорюсь, что на мой взгляд, каждый депутат "в отдельности" - хороший и уважаемый человек, но "депутатский корпус Соловков" - это сборище дилетантов. Помянем их пофамильно: депутат - музейщик Носик (останется на Соловках), депутат - музейщик Петровская (останется на Соловках), депутат - служащий аэропорта Ивановская (останется на Соловка, аэропорт - это режимный объект) и, думаю, депутат - секретарь администрации Шарова найдёт, куда приткнуться благодаря своим друзьям-депутатам. Причём - именно "помянем" депутатов, потому что после такого шага население Соловков их для начала проклянёт, а затем.... жизнь покажет. Остальные жители могут готовить чемоданы и строиться в очередь за получением компенсации. Социальные последствия такого необдуманного шага очевидны и предсказуемы. Есть у соловчан ещё один выбор: вспомнить о своей гражданской ответственности, в срочном порядке отзывать депутатский корпус и назначать перевыборы депутатов, которые ввиду своего не профессионализма толкают Соловки в хаос.
Кроме того, ест и философский аспект введения "закрытой зоны" - зона на Соловках уже была и называлась она "Соловецкий лагерь особого назначения". И если мы говорим о создании ЗАТО на Соловках - мы смыслово получаем лишь ещё одну "зону", которая будет восприниматься населением страны как "православная" зона, что опять нанесёт ущерб и без того подмоченному имиджу РПЦ. И не важно, что РПЦ от введения ЗАТО также пострадает и вряд ли поддержит такой шаг. "Крайней" всё равно будет объявлена именно церковь, потому что конфликт начинался именно с её желаний "приобрести" Соловки. 
2. Уровень областной. Архангельск. Нищий бюджет столицы области получит ещё одну дыру в бюджете, потому что ЗАТО (согласно Закона) - это обязательно городской округ. Вряд ли Соловки станут округом Москвы или Няндомы. Мэрия готова к очередной пробоине в бюджете? Уровень самой области: Архангельская область утратит свою историческую часть и более ни один житель Аррхангельской области не увидит то, что сейчас называют "жечужиной" области.  
3. Уровень федеральный. Введение ЗАТО на Соловках противоречит Закону, и потому прецедент создания такой "зоны" приведёт к созданию якобы "законного" механизма отчуждения ЛЮБЫХ территорий, ограничения свобод на этих территориях, ограничения прав граждан и последующего выселения "несогласных". Потому само обсуждение введения ЗАТО на территории части РФ - это очевидный шаг к введению "полицейского" государства и развития не "правоохранения", но "репрессий". Верховная власть страны должна ответить сама себе на целый ряд вопросов: почему отдельная группа "заинтересованных" лиц берёт на себя смелость (наглость?) говорить о незаконном применении федерального Закона? Кто дал "им" такое право? Реально ли власть управляет этой страной? Или системный кризис управления уже привёл к возникновению "местной самостийности"? 
Здесь я перечислил лишь минимум очевидных "минусов". Любой здравомыслящий человек может найти их много больше.  

Теперь о "плюсах". Соловецкая ситуация вскрыла целый ряд системных проблем. На Соловках фактически не исполняются предписания прокуратуры, что говорит о бутафорской роли этого надзирающего за законом органа; не имеют значения для развития Соловков и отчёты о нецелевых использованиях финансовых средств всех уровней; и, наконец, фактическая заброшенность и оторванность Соловецкого поселения от жизни "на материке" указывает на неспособность решить "соловецкую проблему" сегодняшними законными методами.

Кроме того, на Соловках за последние годы сформировалась система "тотального противоречия" - депутаты конфликтуют с главой администрации, население разделено на несколько "воюющих"  лагерей, а областная власть вместо устранения конфликта своими необдуманными "социальными исследованиями" лишь раздувает пожар конфликта и углубляет противоречия. Несомненно, Соловки - объект крайне сложный, потому и решения "по Соловкам" не могут быть простыми, и не могут приниматься лишь "по указке сверху". Сама история "ткнула нас носом" в несовершенство федерального законодательства по отношению к таким территориям. Уникальность и исключительность Соловков доказывать не нужно - они очевидны. Но закрывать Соловки из-за их уникальности и исключительности - глупейший шаг, показывающий полную неспособность власти всех уровней придти хотя бы к какому-то здравому решению. А оно, тем не менее, есть и лежит на поверхности:
как известно, в кризисе всегда кроется решение. 

Предлагаю следующие шаги по решению проблемы "тотального противоречия". 

1. Необходимо прекратить любое давление на электорат и выборную ситуацию на Соловках, приостановить любые попытки протащить волевые решения "сверху", вплоть до остановки создания долгосрочной целевой программы "Развития Соловецкого архипелага", которая ведётся сейчас при вице-губернаторе Балашове, потому что любые не продуманные и не согласованные решения и исследования только накаляют обстановку на Соловках, а не улучшают её. Пример упомянутых "социологических исследований" - пример "шапкозакидательного" подхода к решению сложнейшей проблемы.
2. Объявить о создании "Комитета согласия" на базе Общественного совета Соловков, утверждённого ещё при Лопаткине М.В. и Молодёжного совета Соловков, созданного год назад.
3. Ввести в "Комитет согласия" специально созданного для такой работы вице-губернатора по развитию Соловков Балашова Р.В., представителей профильных министерств, представителей монастыря, представителей общественных организаций в ранге экспертов от Торгово-промышленной палаты Архангельской области, Архангельской региональной ассоциации туризма. 

4. Открыто вести деятельность "Комитета", публикуя ВСЕ протоколы заседаний в открытом доступе.
5. Обсудить в открытых прениях все возможные формы статуса Соловков - сельское поселение, район, городской округ, ЗАТО, возможности применения данных форм исходя из местных условий.  
6. На мой взгляд, форма ЗАТО может быть полезной для Соловков, но только после обсуждения местных потребностей и разработки механизмов решения на местном уровне (согласно ФЗ №131). После чего необходимо приступить к  формированию законодательной инициативы по изменению действующего федерального закона, либо созданию нового федерального закона о применении ЗАТО для отдалённых островных территорий (это не только Соловки - это и Новая Земля, и архипелаги Северного ледовитого океана, и Сахалин...)
7. На базе решений "Комитета" выявить противоречия в базах федерального и областного законодательств и принять меры к устранению противоречий. 
8.Создать на базе материалов "Комитета" долгосрочную целевую программу "Развития Соловецкого архипелага" с учётом изменения законодательства, мнений населения и экспертов. 
9. Создать рабочий офис дирекции ДЦП "Развития Соловецкого архипелага" непосредственно на Соловках. 
10. Создать специальную наблюдательную комиссию для надзора за ходом программы в составе представителей прокуратуры, счётной палаты, независимых аудиторов. 
11. Начать внедрение программы и учредить форму постоянной отчётности о ходе выполнения программы. 

Когда-то давно игумен Соловецкого монастыря Филипп Колычев, уходя в Москву для поставления в митрополиты, завещал соловецкой братии "жить в согласии". Думаю, единственное, что может спасти Соловки - это установление "согласия" между населением и властью в вопросах развития этой удивительнейшей части территории России.  


Статья опубликована на портале dvinaland.com



Tags: Соловки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments