kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Categories:

Путь лабиринта. Кодола О., Сочеванов В. ч.22

 

Подготовка к обряду.

 

Наивно предполагать, что для современного человека обряд имеет тот же смысл, что и для человека древнего. Прохождение обрядов и ритуалов в древние времена было настолько естественным явлением, вплетенным в саму жизнь человека, как сегодня – посещение врача. И настолько же скрыто тайной, как ваша история болезни.

Несомненно, что обряд включал в себя не только появление человека в священном месте (в кабинете у врача) и выполнение предписанного ритуала (процесс диагностики и лечения), но и долгий процесс предшествующей подготовки, часто настолько же драматичной, как сборы в стоматологическую клинику.

Процесс подготовки к обряду мог занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Конечно, большие сроки наложения табу не требовались при совершении общественных астрономических или аграрных обрядов. Но при прохождении обрядов индивидуальных – рождения, похорон, обрядов инициаций уровень подготовки к священному действию был очень высок, и длительность табу могла длиться до года, если проходить посвящение должен был молодой шаман или будущий вождь.

Первым ступенью, предваряющей обряд, всегда было выполнение различных видов «ритуальных» табу, на фоне повседневного выполнения табу бытовых. Роль табу мы уже рассматривали ранее. Но для дополнения картины мы перечислим те виды табу, которые были присущи подобным обществам.30

1.       Табу, распространяющиеся на вождей и правителей.

2.       Табу, налагаемые на воинов

3.       Табу, налагаемые на охотников и рыболовов

4.       Табу на женщин во время менструаций или родов

5.       Табу на общение с соплеменниками

6.       Табу на выход из жилища

7.       Табу носящих траур

8.       Табу на убийц

9.       Табу на кровь

10.   Табу на пищу и питье

11.   Табу на остатки пищи

12.   Табу на предметы

13.   Табу на посещение определенных мест

14.   Табу на имена собственные

Сюда же можно добавить половые воздержания, практики, длительное пребывание в специфичных позах (асаны в традиции йогов), выполнение монотонных действий (в традиции дервишей). Сюда же можно отнести и православные подвижничества - столпников, молчальников, ношение вериг и другие подобные практики. В религиозных практиках такие табу называются аскезами. Определенные запреты на пищу сегодня называются «пост», и также применяются как средство подготовки к церковным обрядам.

Конечно, не все виды табу применялись одновременно. Причины введения того или иного запрета были обусловлены рядом причин. Как мы уже говорили, это могли быть причины астрономического характера (особенно они проявляются в лунных культах), климатические (например, иудейский запрет на пищу с кровью), географические (обусловленные островным, либо материковым положением) и другие. Поэтому табу всегда были выражением определенного порядка, складывающегося из множества деталей. Главным результатом выполнения табу и аскез была полная психологическая подготовка человека для прохождения обряда. В нашей терминологии – происходила предварительная перенастройка сенсоров организма. Доказано, что систематическое исполнение системы запретов (голодание, жесткие диеты, любое подавление сенсоров) вызывает приток крови к мозгу, что является одним из условий для вхождения в ИСС.

По мере исполнения пред-обрядного табу психологическая и физическая активность испытуемого росла, но не находила выхода. Вся энергетика организма, все его силы готовятся к решающему моменту – началу совершения обряда. По существу, практика табу была первой (но длительной) ступенью на пути к обряду – ступенью подготовки. Вторую же ступень можно назвать

 

Преодоление испытаний.

 

Она присуща любому виду получения тайных мистических знаний. Можно вспомнить системы масонских или рыцарских орденов, жреческих практик Египта, различных видов воинских единоборств, иерархическую структуру Церквей - где преодоление каждого препятствия было ступенью, ведущей к определенному уровню мастерства и уважения. Если мы опустимся в более глубокую, мифологическую древность, то вспомним русские (и любые другие) народные сказки, в которых достигаемая цель располагается «за горами, за долами», «за морем-окияном». Мифы повествуют нам о путешествиях греков Ясона и Одиссея, кельтского Майль-Дуйна, индейских Хун-Ахну и Шбаланке, шумерском Гильгамеше.

Символика преодоления препятствий на пути к цели обязательна для всех героических мифов. Препятствия обычно являются этапами, за которыми происходит изменение героя – приобретение «меча-кладенца», «сивки-бурки вещей каурки» или «жар-птицы». Описания действий и качеств героя при прохождении препятствий, возможно, представляют собой схему обряда, повествующую об основных шагах испытуемого.

По тому же принципу сегодня проходит обряд митоты* *(церемониальное поедание галлюциногенного кактуса пейот) в штате Оахака (Мексика). Для того, что бы пройти обряд, испытуемым приходиться идти по горной местности около 3-х дней, чтобы достигнуть жилища одной-единственной на всю Мексику колдуньи – мастера этого обряда. «Препятствия – это стражи, которые стоят на входе в иной мир…» - так писал об этом Мирча Элиаде31.

В момент начала процесса преодоления препятствий испытуемому все ясно – его будущая жизнь зависит от того, сможет ли он… В этом состоянии, все, что скручивалось внутри как пружина, начинает действовать. Четко, энергично, целенаправленно. Больше нет места сомнениям и неуверенности. Это состояние можно охарактеризовать как чувство абсолютной ясности и решимости. Каждое движение выглядит просчитанным и ловким – так наше тело реагирует на подготовку к запуску Энергетической Системы. Это и есть начало непосредственного (самопроизвольного) вхождения в ИСС. Если испытуемый действительно соблюдал все запреты, установленные данной традицией для прохождения определенных обрядов, он будет готов к воздействию, которое окажет на него нойд* *(колдун в северной традиции) племени.

К древним жителям Соловков судьба приходила в виде моря. Сегодня путешествие на моторной лодке с жилых островов на ритуальные, занимает около десяти-пятнадцати минут. При условии, что нет штормового предупреждения. Летом 2002 года я любительски занимался веселым видом спорта – скоростная езда на пластиковой надувной моторной лодке в шторм.* * (О.Е. Кодола). При известной степени умений, прохождение 5-ти балльного шторма «насквозь», превращается в лучшее развлечение, которое можно представить. Но я не хотел бы путешествовать через подобный шторм на обычной, пусть даже и хорошей, весельной лодке. Волна Белого моря, из-за неровного рельефа дна, бьет со всех сторон. При этом необходимо держаться фарватера – в противном случае вас выбросит на какие-нибудь корги или рифы, торчащие из воды. Белое море, как Ладожское и Онежское озера, издревле считалось очень сложными для судовождения и свободного плавания. Внезапные шторма, резкая смена погоды, холодная вода – все это не способствует отдалению от берегов.

Подобного рода препятствия встречал древний человек, если он направлялся на остров Большой Заяцкий. Для племен Соловецкого архипелага это место служило для проведения

 

Индивидуальных обрядов.

 

Индивидуальные обряды – самая сложная и разветвленная часть ритуальной части магического мировоззрения.

Эти обряды связаны с потребностями личности, а потому они более детальны и количество их огромно. Они связаны с рождением, достижением половой зрелости, обучением, профессиональным ростом, передачей знаний и смертью. Условно этот тип обрядов можно назвать обрядами перехода.

Сегодня, в течение всей жизни, мы можем ни разу не участвовать в коллективных обрядах, но в обрядах индивидуальных мы участвуем всю жизнь. Индивидуальные обряды неминуемо изменяют состояние личности, переводя ее на другой уровень знания и существования. Обрядовость давно и прочно вошла в нашу жизнь, да так, что мы ее попросту перестали замечать. Самый простой пример – экзамен. Что это, как не упрощенный обряд инициации? А посвящение в студенты, воинская клятва, клятва Гиппократа?

Вся наша жизнь – сплошной обряд перехода. Мы рождаемся в окружении специалистов обряда – врачей или повивальных бабок. Мы растем, соблюдая обряд мытья руки, еды в одно и тоже время; со временем мы узнаем, что оправление естественных потребностей – это тайный обряд, для которого существует отдельное помещение. Мы встаем при виде учителя или кланяемся ему. Сдаем экзамены, из которых, в принципе, состоит жизнь, и переходим в следующий класс. Поступаем в ВУЗы и «посвящаемся» в студенческое (армейское, профессиональное) братство. Клянемся и проклинаем. Учимся и изменяем свой взгляд на жизнь. Стареем и ходим по современным колдунам и шаманам – врачам. Принимаем лекарства, секрет которых известен только замкнутой касте – фармацевтам или алхимикам. Умираем – и надеемся встретиться с духами, предками, богом…

В принципе, мы остались такими же, как и в древности – мы верим тому, что с нами происходит. С одной разницей – мы не сознаем наших изменений. То, что было очевидно для человека древнего, превратилось в бессознательное для человека современного.

Tags: Путь лабиринта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments