
переминался(лась) ноги на ногу – видимо, на трубе неудобно.

Наконец, мы закончили подписывать бумажки и поехали в село Самолва. От трассы 58К-096 (Псков - Гдов - Сланцы - Петербург) - всего тридцать километров по вполне приличной грунтовке, которую постоянно проходит грейдер. Минут 40 езды. По пути мы остановились у Николаевской церкви. Строилась она в начале XX века восемнадцать лет. Белые пятнышки – это снег.

Далее всё было буднично: специалист парка Оксана с инспекторами повезла нас к началу тропы - местечку Кобылье городище, где стоит храм Михаила Архангела. Снег всё шёл. Он был мокрый и противный, а я – в непромокаемой куртке и в сапогах, поэтому пофиг.

Считается, что где-то здесь («где-то здесь» – это изрядный кусок берегов Тёплого и Чудского озёр, а также Эстонии), рядом с Кобыльим городищем, собирались на битву войска Александра Невского. Не лишним будет заметить, что точного места битвы так никто и не нашёл. Но это не страшно: я видел много туробъектов, построенных на ещё более странных мифах и верованиях. Александр Невский хотя бы был.

Стоит храм в красивом месте, на берегу озера. Напротив – Эстония. Граница проходит по озеру.

В общем, сплошной мемориал, по всем эпохам: от Александра Невского до Второй мировой. Теги: граница, Александр Невский, война, герои. Честно скажу, я не поклонник кроманьонской традиции поклонения мёртвым: отдавая дань памяти и героизму, не могу согласиться с воспитанием патриотизма на примере идеологически правильных смертей и отеческих гробов. А ещё эти снег, слякоть, общая неустроенность... На любителя объект, хотя претензия вполне понятна: раз где-то здесь, то какая разница – где? Тем не менее, для начала экскурсии – лучшее место: рядом есть подобие автостоянки.


Говорят, до фильма Эйзенштейна о Ледовом побоище даже не рассказывали в ВУЗах. Поэтому сразу поясню фанатам Саши, с точки зрения исторической науки:
- место битвы неизвестно;
- жития Александра не считаются историческими источниками
- самое масштабное упоминание о "Ледовом побоище" в русских летописях занимает 100 строк
- в авторитетной Старшей ливонской рифмованной хронике битва не упоминается
- никаких археологических находок не найдено.
Мне с детства было интересно: если под "псами-рыцарями" лёд проломился и они утонули, то... где были наши? В общем, Ледовое побоище – классический пример превращения мухи в слона, покрытого слоями патриотического соуса.

Неподалёку – часовенка... Справедливости ради скажу, что и часовенка, и дом попа (в 42 метрах от храма Михаила) построены без археологических изысканий и нарушают все мыслимые законы и охранные зоны. Но попам закон не писан, как известно.

Рядом же крест...

И ещё одна часовня: поп оборотистый, говорят, из бывших военных. А в часовне... чтобы вы думали?

Ещё одна копия того же креста! Не помню, кто там что о кумирах говорил?

После дозняка военного патриотизма всегда хочется в лес. От храма по будущей экологической тропе до села Самолва – 4 километра, а по пешеходной тропе – 500 метров. Тропа пока... широка. Запланировали весной привести её в порядок.

Прежде, чем выйти в село, через молодой соснячок...

выходим к берегу озера, откуда опять виден храм. Красивые места, даже не ожидал...

Вокруг полно незаконных построек, которые явно не имеют никаких документов. Среди них встречаются удачно вписанные в ландшафт.)

Заходим в село от берега. Рыбаки тут получают разрешения на рыбалку. Говорят, снеток тут очень вкусный.)

Первое, что бросается в глаза – музей Ледового побоища. В музей мы попасть не смогли, но затея впечатляет. Особенно, если вспомнить, что археологических находок нет... Говорят, музей очень хороший, но директор не поднимал трубку... Даже хорошо, что я туда не попал, а стал бы вопросы задавать...

Село Самолва выглядит получше, чем некоторые города Псковской же области. Здесь есть даже не до конца разрушенная усадьба
купцов Захаровых

Что подтверждает камень в стене – скромная подпись, пережившая революцию, вандалов и охрану памятников.

Естественно, в центре села - памятник погибшим. К слову, школа тоже есть, новенькая такая... Но учатся в ней только младшие классы – за средним образованием уже надо уезжать...

А дальше нас встретил праздник. Зовут этот праздник – Вера Станиславовна.

Вера Станиславовна умеет всё, потому что она своими руками восстановила эстонскую усадьбу. Работы продолжаются, она сама и пилит, и кроет, и строит...

и кормит... (в этом зале)

и рисует картины...

и водит экскурсии по своему музею, который включает: изрядную коллекцию разной ковки,

эстонскую комнату,

господскую комнату,

детскую комнату,

где Вера Станиславовна хорошо поёт колыбельную,
а также советскую комнату,

с отличной коллекцией аутентичных предметов той эпохи (я даже понюхал настоящий одеколон "Шипр"),

и отдельной экспозицией "Лавка купца" со множеством предметов,

которые можно трогать.

В общем, учитывая, что Вера Станиславовна содержит ещё несколько гостевых домов в Самолве, в моём сердце она однозначно победила Александра Невского, святого князя благоверного. Уверен, что наши экскурсии всегда будут заканчиваться в её гостеприимной усадьбе.