kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Categories:

Независимые гиды: отчёт ковидного лета

Итоги нашего полу-летнего ковидно-туристического сезона могут быть поучительны, как пример из жизни, или интересны, как экзотический опыт, или могут быть объявлены «кейсами», но вряд ли применимы полностью: наш туризм специфичен. Мы не являемся ни туроператорами, ни турагентами; не торгуем турами ни «внутри России», ни «на выезд». Мы – семейная принимающая компания, экскурсионное бюро, за пятнадцать лет объединившее высококлассных специалистов разных профессий. Основных «служб» у нас четыре: экскурсионное бюро «Независимые гиды»; туристско-информационный центр «Соловки»; market-place & CRM «Везде Легко»; а также кемпинги в заказнике «Архипелаг Кузова». Кому интересно – есть отдельная страница со всеми ссылками. Фото, кстати, Юрия Гнатюка.

Географическое положение, культурные и административные особенности Соловков, стоящих в центре Белого моря, изобилующего коварными
салмами, длинными банками и внезапными коргами, с одной стороны, ограничивают нашу деятельность: короткий сезон, резко меняющиеся погодные условия, неразвитая инфраструктура, жёсткое административное воздействие (из-за ежегодных «форумов» высших лиц РПЦ с гос.чиновниками), ограниченная мобильная связь и интернет, доставка любых ремкомплектов только из Петрозаводска (если они там есть), дефицит квалифицированного персонала, ограниченность медицинских услуг и т.д. С другой стороны – привычка к постоянным изменениям в условиях ограниченной инфраструктуры, приучила нас к предусмотрительности, запасливости, мобильности, а главное – взаимозаменяемости людей и техники с учётом обеспечения необходимого уровня требований безопасности. Мы всегда «онлайн и на связи» на двух берегах двух субъектов РФ: на Соловках (Архангельская область) и в Рабочеостровске (Республика Карелия). Кроме сказанного выше, мы организуем и консультируем проекты в сфере туристических пассажирских наземных и водных перевозок, общественного питания; классификации гостиниц; подготовки маломерных судов к освидетельствованию для осуществления коммерческой деятельности; занимаемся издательством и разработкой программ развития туризма и рекреации. Этим ковидным летом я порадовался, что предыдущее десятилетие мы постоянно расширяли наши проекты во все возможные «туристические» стороны. Когда с высоких «туристических» кабинетов несётся словосочетание «кластерный подход», я знаю, что они говорят о нашйе компании. Лето показало, что наши проекты – единый организм, чьё поведение в момент кризиса напоминает мурмурацию – роение стай птиц или рыб при нападении хищника. Это и есть кластер или рой.

Правда, начинался сезон, как вы помните, не очень, мягко говоря. Это фото Дворцовой площади, 28 марта, в 19:31.

Конкретно в нашем случае май-июнь пропали почём зря, постановления правительств АО и Карелии различались, как уж и ёж, а народ не знал, куда ему деваться, кроме санаториев Краснодарского края. Въезд туристов на Соловки был запрещён. Мы, как местные, со справками об отсутствии COVID-19, въехать могли, но туризму это не помогло бы. К этому времени мы сократили и перепрофилировали всё, что смогли: продолжали заниматься классификацией, издательством, общественным питанием, заключили договор с геологами, субподрядчиками проекта «Город Фортов». По этому договору, лодки, привезённые в Петербург на освидетельствование и не ушедшие на Соловки, стали работать в Кронштадте. Это позволило обкатать все возможные экскурсионные маршруты, посетив форты Константина, Петра I, Александра I (Чумной), Павла I, Кроншлот, Пороховой, Обручев и Милютин. Нет худа без добра.

Лето стояло жарким, безделье в Петербурге надоело, и мы собрались в Кемь, поближе к морю: в ожидании начала сезона погостить у друзей, повстречаться с партнёрами, съездить на Кузова (благо, туда справки не требовались – это Карелия), а потом уже перебраться на Соловки для строительства нового кафе.  В Кемь нас приехало трое – сотрудники ТИЦ «Соловки» и «Независимых гидов».

В Кеми лето тоже было расслабляющим, но с моря дул прохладный ветерок, заставляющий мозги остужаться и думать. Было очевидно, что весь кемско-соловецкий кластер в депрессии: туристов нет, потому что продаж туров нет,  гостиницы закрыты, общепит не работает, перевозок нет. Поэтому нет туристов. Как говорится, замкнутый круг получается. Все грустно склонялись к тому, что Соловки будут перекрыты до середины июля. Тем не менее, «Причал» к этому времени уже исполнил все требования РПН, мог селить гостей и заниматься пассажирскими перевозками. В остальных гостиницах Кеми только начинали понимать, что это такое – рециркуляторы, антисептики, маски, защитные экраны – вот это всё. В эти же дни «пробил» себе разрешение на работу круизник «Русь Великая». «Русь» шла по Беломоро-Балтийскому каналу, надеясь высадиться на Соловках. Сопоставив указы губернаторов АО и Карелии, мы поняли, что этого не произойдёт. На следующий день мне позвонила Татьяна Николаевна, директор «Круизного флота Русич» и в течение суток мы пришли к сложному соглашению, где мы указывали координаты и время рандеву, они выгружали пасажиров по шторм-трапам на наши катера, мы перевозили их на архипелаг Кузова и проводили экскурсию по Немецкому Кузову. Как обещали – так и сделали, о чём был пост 23.06...

Обострившиеся после нашего опыта подковёрные игры привели к тому, что подобные операции стали тоже запрещены. А по ББК уже шли следующие круизники. Предложить что-то «на замену» могли только «Причал» и «Независимые гиды». Нам просто ничего не оставалось, как придумать то новое, что должно было понравиться туристам с круизников, а это достаточно искушённая и требовательная публика, скажу я вам...)

Посыл был прост: Соловки, несомненно, бриллиант Белого моря, но есть и другие, используя ювелирную терминологию, драгоценности, соперничающие с ними если не в истории, то в красоте. Их и покажем. Так родилась идея «Беломорского мини-круиза» без высадки на Соловках. В качестве «фишки» обещались заходы для фотографирования: в бухту Заяцкого острова Соловецкого архипелага (Андреевский скит), в бухту Благополучия (Соловецкий монастырь), к острову Большой Топ (остров с маяком), проход через Кемские шхеры и архипелаг Кузова. Предположительно, круиз должен длиться пять часов в сопровождении гида-лектора. По идее, гид должен подключить к чему-то ноутбук и листать слайд-шоу и видеоролики, попутно рассказывая обо всём, что можно увидеть вокруг – геология и гидрология Белого моря, ихтиофауна, млекопитащие, орнитофауна, при подходе к Соловкам акцент, естественно, смещался бы на археологию, потом на историю... Мы созвонились со всеми возможными коллегами, проконсультировались и разработали «полный пакет на два дня» (групповой/индивидуальный), включающий: «Мини-круиз» (теплоход/скоростной катер), обзорную экскурсию по Кеми (посещение храма XVII века и краеведческого музея); обзорную экскурсию по Беломорску (включая осмотр петроглифов и обед), а также экскурсию на архипелаг Кузова. Числа 25-26-го июня мы это всё придумали... И понеслось....

Сверстали «на коленке» раздатку, отправили макет в Архангельск, напечатали и доставили оттуда буклет; заказали, купили и доставили звуковое оборудование и экраны из Петрозаводска, всё смонтировали, опробовали; посчитали стоимости, заключили круг договоров, создали продающие страницы, выставили коммерческое предложение туроператорам, согласовали даты заездов, внесли все бронирования в CRM, открыли продажи на «Везде Легко», утвердили с капитанами маршруты, сделали ТЭП и слайдшоу. На всё ушла неделя. Уже 2-го июля вышёл «пробный» рейс с двадцатью туристами – в основном, это были автотуристы + маленькая группа от туроператора. В первый рейс пришлось идти гидом самому, но ко второму подъехал «независимый гид» Валерий Стрижаков – в дальнейшем он работал на этом рейсе до его закрытия. Пожилые интеллектуалы Москвы и Петербурга были приятно шокированы глубиной его познаний, высотой логики и широтой цинизма. В общем, сплошные положительные отзывы, все остались довольны. Я ходил на Кузова из Кеми (люблю эти скалы), иногда водил «индивидуальные» мини-круизы на скоростных катерах – за то же время, но большее количество остановок с возможностью увидеть тюленей или белух – как попадёшь по воде.

Две первые недели июля Рабочеостровск был единственной точкой на беломорском побережье, где предлагался полный комплекс услуг – проживание, питание, перевозки и экскурсии – наземные и морские. Достаточно быстро заполнилась гостиница «Причал», поехали небольшие самостоятельные группы, группы от туроператоров, из Беломорска везли автобусы туристов с круизов,  активизировался автотуризм, летние командировочные... Самостоятельные туристы приезжали на «Мини-круиз» и после  обеда уходили на экскурсию «Архипелаг Кузова – мир древнего человека». В эти дни высветилась интересная проблема: площадь охраняемой автостоянки была рассчитана на работу с туроператорами, чьи группы прибывали на поездах, либо на автобусах. С ростом автотуризма мест стало не хватать, поэтому на стоянку стали пускать только жильцов гостиницы. Туристы, жившие в других гостиницах, даже за плату не могли поставить машину и искали места в посёлке. Ровно две недели, вплоть до «открытия» Соловков 16-го июля, мы проводили (за редкими исключениями) две экскурсии в день: «Мини-круиз» и «Архипелаг Кузова». С каждым днём людей было всё больше: в последнем «Мини-круизе» Валерий Петрович прочитал лекцию для 103 человек. Кто-то подумает: «повезло» или «так сложилось». Может, и так, но под лежачий камень и вода не течёт.

Любой проект – это, в первую очередь, люди, которые его делают. И эти люди должны быть легки на подъём, как говорят. Пока мы возили новые экскурсии, в Кемь подтянулась «техническая часть» нашей команды, которая сделала справки об отсутствии COVID (не позднее 48-ми часов свежести!) и ушла на Соловки. Ребята занимались на Соловках расконсервацией оборудования, общепитом на вынос, вели работы по планировке участка под кафе, размечали и устанавливали временный фундамент... В это время я пытался заказать где-нибудь на материке сухие пиломатериалы, да к тому же, напиленные «в размер», согласно спецификации проектировщика.

Оказалось, что в «пилящих» регионах, вроде Архангельской области или Карелии,  свободной продажи сухих пиломатериалов... нет в принципе! В Кеми, где когда-то был крупнейший лесопильный завод, нет ни одной пилорамы! Из 5 заводов Архангельска напилить «в размер» согласилось лишь одно (!) предприятие. И то – из леса «естественной влажности». В общем, чтобы вы понимали: лес «в размер» нам обошёлся в 140 тыс. рублей, его доставка из Архангельска и разгрузка – ещё 100 тыс. рублей. Для умников, которые говорят, что «сухой лес можно было купить в Москве»: любая точка перегрузки добавляет, в среднем, ещё 100 тыс. рублей. В стране, которая пилит лес... Абсурдистан.

Мне пришлось задержаться в Кеми: в среде автотуристов возник устойчивый спрос на экскурсии из Кеми – «Мини-круиз» (на скоростных катерах), «Белужий мыс», «Море, маяк, тюлень» и «Архипелаг Кузова – мир древнего человека». Так выявилась целевая группа, которую не интересует посещение Соловков, не смотря на их близость. Ранее мы предполагали, что эти люди существуют, но не знали, сколько их точно. Мы искренне надеемся, что наш «Мини-круиз» больше не понадобится, и Соловки всегда будут открыты, со справками или без. Но это лето показало, что морские маршруты «из Кеми без Соловков» востребованы, и обязательно войдут в расписание наших экскурсий.
IMG_2814.jpg
Некоторое время сотрудники ТИЦ участвовали в организации проведения тестов на отсутствие COVID-19, и даже проверяли наличие и годность справок при посадке на судно. (Этот режим посещения Соловков – «со справкой» – действует и сейчас). Это была отдельная песня, описанная в «Наблюдениях контролёра». Но и здесь стали явными какие-то ранее очевидные, но не вербализуемые наблюдения: Рабочеостровск – основной хаб на Соловки. Во-первых, расписание ТИЦ было адаптировано к активности туристов: с 07:30 до 12:30 и с 17:00 до 23:00. Во-вторых: именно здесь требуется большее количество личных консультаций: основная масса вопросов у туристов звучит до того, как они уехали на Соловки. И лучше отвечать на эти вопросы на берегу, чем на островах. В-третьих, наличие ТИЦ существенно снижает нагрузку на персонал гостиницы, который в момент «активности» групп (посадки/высадки/заезда/выезда) занят исключительно оформлением документов. В этом году в ТИЦ работал один консультант, но если бы сезон был настоящим – понадобилось бы двое. Возможно, Республике Карелия стоит подумать о строительстве отдельного павильона ТИЦ, (по согласованию с основным арендатором территории), либо говорить о сезонной аренде каких-то отдельных помещений на ресепшен гостиницы «Причал»...

Ковид привёл к парадоксальной ситуации: турпоток стабильно рос (с ноля))) весь июль-август, но всю дорогу было мало гидов, автотранспорта, катеров и номеров. При этом, если сравнивать с прошлыми годами, туристов было катастрофически мало. Всё это время на Соловках трудилось 4 «независимых» гида: Валерий Стрижаков, Владимир Губич, Татьяна Исаченко и Анастасия Шаронова – по две-три экскурсии в день. Я работал из Кеми, а на самих Кузовах ходил проводником Захар Двойников, бывший смотритель Кузовов. Насте пришлось уехать (отпуск закончился), а поток туристов продолжил рост. Но все экскурсии, включая «Белужий мыс» и «Море, маяк, тюлень» (авторские экскурсии Андрея Королькова, который не смог приехать из-за ковидной блокады границ) проводились по графику. (Всё о белухах и тюленях заранее изучил Валерий Стрижаков, потом и мне пришлось.) Такой «взаимозаменяемый» сезон показал, что меньшими силами можно выполнять больший объём экскурсий и даже расширять спектр услуг.

Самое интересное произошло в традиционном «конце сезона» – он просто не закончился. Обычно в последнюю неделю августа весь туризм вымирал из-за приезда патриарха. Но здесь как-будто что-то поломалось: совещание с патриархом прошло без особой помпы и нам не помешало.

Буквально всю «патриаршью» неделю к нам валились vip-группы, сплошное «индивидуальное обслуживание» до 28-го августа. Гиды разъезжались всю первую декаду сентября, и каждый работал «до упора», прямо до дня отъезда. И сплошные «группы» до 10-го сентября. Апофигей моей деятельности состоялся 6 сентября, когда я на ровном месте свернул ногу. С опухшей ногой провёл блогера Варламова по Немецкому Кузову, и... закончил активный сезон.

Телефон «Независимых гидов» не умолкал ещё недели полторы после отъезда – гости хотели, просили, хитрили, звонили с разных номеров, но неизменно получали отказ – в море уже начались шторма. Сейчас наши катера («Стрела» и «Корсар») проходят в Петербурге последний этап освидетельствования («Корсар» получит годность к плаванию, у «Стрелы» она уже есть) – и мы подаём документы на получение лицензии на пассажирские перевозки по воде. Прямо сейчас начинаем обкатывать прибрежные морские маршруты внутри Маркизовой лужи – от фортов Кронштадта (включая и те, которые за дамбой – о фортах будет отдельный пост) до «морского фасада Петербурга», где также много интересного, в отличие от классических, но изрядно надовших «каналов». В море веселей.)

Говорят, что выражение «кризис это возможность», приписываемое китайцам, на деле является неравильным переводом. Скорее, иероглиф, обозначающий «кризис» можно перевести как «критическая точка». В этом я с китайцами согласен: COVID-19, ускоривший падение мировой экономики, создал продолжительную «критическую точку», отрезок времени, внутри которого резко ускорились эволюция компаний и конкуренция между ними. Это лето нам показало:
– что разница постановлений в субъектах РФ может быть препоной деятельности;
– что знание этой разницы – инструмент развития;
– что объединение усилий даёт синергетический эффект;
– что автоматизация и мобильность приносят прибыль;
– что взаимозаменяемость и кластерный подход – это будущее;
– что качественная услуга всегда найдёт своего потребителя;
– что любой тупик является ступенью.
Денежный оборот в наших компаниях, естественно, упал. Но кластерный подход позволил не просто удержаться «на плаву»: мы заработали всего на 20% меньше, чем в «полноценный» прошлогодний сезон. Причём – с меньшими усилиями и на 30 дней короче. Кроме того, мы сделали изрядный задел на следующий сезон, усилив свою собственную «инфраструктуру», разработав и обкатав ряд новых услуг. Скажем так: нам эта «критическая точка» снизила доходы, но дала много новых возможностей. А вам?
#независимыегиды #везделегко #vezdelegko #nakuzova #nasolovki

Tags: #nakuzova, #nasolovki, #vezdelegko, #везделегко, #независимыегиды, Соловки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments