kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Category:

О бедном туризме замолвите слово...

Хорошо, когда текст складывает реальность – жизнь ничем не подделаешь. Вчера «Независимым гидам», нашему бюро авторских экскурсий, исполнилось 14 лет (если вести отсчёт от регистрации ИП и открытия счёта в банке). Вчера же прочитал заметку Елены Белоусовой, начинавшуюся такими словами: «Неожиданно конференцией мы разбередили очень больную тему для турбизнеса. Лента Фейсбука весь прошедший вик-энд пестрила постами и комментариями коллег, обсуждавших назревшую проблему в отрасли — туроперейтинг VS авторский туризм. Туроператоры, которые имеют номер в федеральном реестре, платят положенные фингарантии и взносы в фонды, стоят на том, что авторский туризм — это сплошь непрофессионалы, нелегалы, которые должны уйти с рынка.»
В комментариях я ответил следующее: «Проблема связана, скорее, не с термином «авторские туры», а с тем, что все очень мягко обходят проблему незаконного предпринимательства, ухода от налогов, отсутствия в этой сфере государственного контроля. Такое незаконное предпринимательство приводит к ценовому демпингу и, естественно, очень злит тех, кто налоги платит.» Но чего-то не хватало... В трудах полез в сеть инспектировать наши сайты, и нашёл одну интересную ссылку, которая, к слову, имеет под собой основания. Она-то и дала мне окончательный пинок к написанию этого текста.

Цены у нас, по сравнению с теми, кто оказывает экскурсионные услуги на Соловках, не очень гуманные. С другой стороны, точно знаю, что стоимость наша не выше, чем в Москве, Санкт-Петербурге или, например, Казани. Есть специфичная «островная» наценка за удалённость, отсутствие инфраструктуры и высокое качество, но, в общем, обычные цены. А теперь давайте, всё-таки, разберёмся, из чего они складываются и какова конкуренция на нашем рынке.
1. Итак, цены на наши экскурсии складываются из:
– стоимости транспорта (морского либо наземного)
– стоимости топлива (для островов это отдельная песня)
– высокой заработной платы гида (гиды у нас высококвалифицированные, отобранные по специальной технологии, выжившие в условиях жёсткой конкуренции, не знающие ответов «я не знаю», пишущие, публикуемые, правильно владующие русским языком... дорогие гиды, потому что все  с мозгами)
– содержания гида (мы оплачиваем билеты к нам/обратно, поселяем, обеспечиваем питание, и – открою секрет – даже ежесуточные 50 грамм коньяка в диету заложены)
– входной платы музею (за вход на Заяцкий остров) или арендаторам заказника (на архипелаг Кузова)
– содержания заведомо убыточного туристско-информационого центра (они везде муниципальные, но на Соловках туризм на.. никому не нужен, поэтому мы за свои деньги исполняем муниципальные функции. Входим, кстати, в федеральный реестр ТИЦ, если что. Правда, нам за это никто не доплачивает, и даже идут постоянные споры, что надо бы частникам запретить быть турцентрами...))
– абсолютно большая часть денег, проходящих через наши тур.предприятия – белые. Не потому, что мы такие пушистые, а потому, что развивались в условиях постоянного прессинга со стороны, последовательно: администрации музея; администрации посёлка; администрации области + различных прокурорских проверок и даже одного уголовного дела по мне лично.) Постепенно научились всё делать законно. На деле это не очень сложно, но раздражает и отнимает массу времени.
– у нас два предприятия (ИП и ООО), мы платим налоги, у нас есть онлайн-кассы, фискальные накопители (это когда ты сам на себя стучишь, но оборудование для этого покупаешь за свои деньги), договора с ОФД, содержание счетов, договора на техническое облуживание разного, катера наши прошли экспертизы в Морском Регистре, автомобили все с официальными разрешениями на перевозки, и даже гиды, большей частью, уже поготовлены к аккредитации! А! Ещё идёт постоянная переписка с множеством органов, чтобы они отвалились, а остались только нужные. В общем – немереные накладные расходы. В результате, доходность от продажи экскурсий при наших «наедекватных» ценах, колеблется на уровне 10-20%. Вот вам и весь болт до копейки в моём ценообразовании. Выживаем, в основном, за счёт того, что экскурсии наших гидов даже доктора наук называют научно-популярными лекциями.

2. Теперь разберём игроков нашего туристического рыночка, ведь пишем о селе... Наши сельские «микронанопреприятия», обслуживающие не более 200 человек в сезон, рассматривать не будем. Пройдём только по крупняку.))
2.1. Федеральный музей. Как бывший соловецкий музейщик, я чудесно понимаю, как в федеральном музее формируются цены.)) Простой пример:
– пешеходная экскурсия по монастырю, 1 час 50 мин:              500 руб./чел.
– автомобильная экскурсия на Секирную, 2 часа 30 минут:      550 руб./чел.
Отдельная песня – «входная плата». Этот показатель в наши калькуляции входит, а в музейные – нет (типа, они же не могут платить входную плату самим себе, да?). Вот и получается:
– Большой Заяцкий в музее – 900 рублей.
– Большой Заяцкий у «Независимых» – 1400 рублей. Если отнять «входную плату» – 1100 рублей. А если учесть, что музей шкандыбает на водоизмещающем судне 40-45 минут, а мы на скоростниках 12 минут – цена становится практически равна музейной, особенно если нас поставить в равные условия. Ах, да, нельзя. В равных условиях и без демпинга музей проигрывает конкуренцию.
Снимок экрана 2020-02-18 в 12.19.38.png
2.2. То, что Елена в своей заметке по ошибке назвала «авторский туризм». Это не авторский туризм. Это незаконное предпринимательство. И даже если у некоторых открыто ИП, всё равно, их первая задача – сбор чёрной налички. Они не охотно принимают деньги по счёту (может, на карту закинете?), не платят налогов, у них нет кассовой техники, они не оформляют разрешение на перевозки, не освидетельствуют катера, не обучают гидов... Потому 6-тичасовая поездка с «Независимым гидом», на автомобиле, имеющем все необходимые документы, будет стоить 1500 руб./чел, а у них – 1000 руб./чел. Это и есть демпинг. И на фоне этого демпинга турист не совсем понимает, почему у нас такие «негуманные» цены. Потому что мы выполнняем все требования государства, иначе нас закроют. У меня, кстати, даже корочки ПМП есть – я же в ненаселёнку экскурсии вожу... Точно знаю, ни у кого из гидов на Белом море таких нет....))

2.3. В сухом остатке, разница между нами и любителями демпинга проста: у нас есть ежедневное расписание экскурсий и мы работаем с минимальными группами от 5-6 человек. У пиратов расписания нет, но вы всегда сможете «поймать» их на причале.)) А музей не обслуживает группы «менее 15 человек». С экскурсионкой разобрались, да?
3. Теперь разберёмся, что меня злит, как налогоплательщика. «Чёрные» гиды чудесно пересекаются левыми туроператорами, коих масса. Самодеятельные «турлидеры» собирают группы на форумах, находят тех, с кем познакомились на причале, и «везут» группы, неся ересь в массы. Кстати, в начале текста была как раз ссылка на такую схему, потому что семейные пары или друзья договориваются о поездке лично, либо через почту, а левые операторы – через форумы и страницы социальных сетей. Естественно, это просто незаконное предпринмательство. Но это не мои проблемы, а государства.
4. Перейдём к сладкому... Главное, что «чёрные» гиды чудесно пересекаются... с «настоящими» туроператорами! Для «настоящего» туроператора, как ни странно, тоже, главное – цена.) Есть ли у гида, машины или катера документы, подтверждающие, что он может это делать, «настоящего» туроператора не волнует. Главное – чтобы вид деятельности был открыт и счёт ИП, куда можно деньги перевести, но лучше – на карту. Понятно, что многих туроператоров, особенно в момент продажи путёвки, понятие «безопасность» не интересует. Меня это злит, потому что именно «настоящий» туроператор должен в первую очередь заботиться о соответствии качества услуг обслуживающей (принимающей) компании. Хотя, о чём я? Тогда же стоимость турпакета возрастёт...
5. Человек думающий обычно вопрошает у автора: каков выход из этой ситуации? Типа, критикуешь – предлагай! Выход есть, и я его уже предложил, если вы его не заметили – вон из бизнеса. Кстати, если когда-нибудь какая-нибудь власть захочет изменить наш туризм к лучшему – обращайтесь, я уже здесь.
6. То есть, PS. Уверен, что турист, как и туроператор, будет всегда стремиться к скидкам и прибыли. Такова человеческая природа. Правда, человеческая природа позволяет даже испражняться в публичных местах. Единственное, что удерживает от этого – законность, которая на внутренний туризм пока не распространяется.

С уважением,
создатель экскурсионного бюро
«Независимые гиды»


Tags: Белое море, Везде Легко, Из жизни турконторы, Туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments