kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Путь лабиринта. Кодола О., Сочеванов В. ч.13

 

Объекты и гипотезы

 

Соловецкие острова – удивительный архипелаг Белого моря, где сохранились материальные свидетельства истории человечества за последние семь тысяч лет. Стоянки древних охотников и неолитические святилища, Соловецкий монастырь и скиты; места, которые посещал Петр I и памятники мученикам С.Л.О.Н.а* *(С.Л.О.Н. – Соловецкий Лагерь Особого Назначения)лишь некоторые вехи истории развития человечества и его взглядов на мир.

Основной предмет наших исследований - северные лабиринты – загадочные мегалитические сооружения. Сегодня известно, что вся территория Северной Европы – от архипелага Силли (Англия) до Соловецкого архипелага (Белое море) связана одним и тем же древнейшим символом – Лабиринтом.(силли и соловки, лабиринты) Существуют сообщения о находке лабиринтов Арктической комплексной экспедицией на острове Новая Земля.17 Мы предполагаем, что в будущем подобные находки возможны в Гренландии и на Таймыре.

Известно, что территория Фенноскандии, островов Севера Европы и Балтийского побережья, была пересечением различных рас и народов. Эти места всегда были легко доступны, богаты рыбой, морским зверем, пушниной. Возможно, именно в этих местах и родилась легенда о «северном рае». Географическое расположение этих земель, наличие водных массивов (Балтийское, Северное, Белое, Баренцево моря, обилие рек и озер) обеспечило развитие у местного населения навыка мореплавания, что позволяло осваивать все новые и новые пространства.

Не удивительно, что эта огромная территория оказалась в одно время объединена общим символом – северным лабиринтом. Лабиринт являлся символическим выражением некой общей идеи мирового порядка, которая могла иметь форму религии, философского или этического учения. Если принять во внимание точку зрения цивилизационного анализа, где одним из главных признаков является религиозность – становится возможным говорить о существовании в этом регионе «цивилизации северных мореходов».

Кроме того, вполне может быть, что лабиринт являлся инструментом, который использовался людьми для достижения одних и тех же практических целей, не зависимо от географического расположения лабиринта. Некоторые из этих целей мы рассмотрим на страницах этой книги.

Мы предполагаем, что период расцвета «цивилизации северных мореходов» приходился, скорее всего, на вторую половину III тысячелетия до нашей эры. Эта датировка появляется при определении возраста святилища Большого Заяцкого острова (Соловецкий архипелаг), на огромном количестве аналогов, с которым согласно большинство ученых. Большинство древнейших североевропейских лабиринтов датировано этим же периодом. Подтверждения нашей гипотезы возможны, тем более что подобная культура недавно была обнаружена на огромной территории Чукотки и Аляски. Археологи Государственного музея Востока называют ее «цивилизацией морских арктических зверобоев».18

Потомки предполагаемой нами цивилизации «северных мореходов» стали легендарными кельтами, «пришедшими из страны ста островов».

 

Кельтский след

 

Современные потомки кельтских племен сохранились в Ирландии и Англии, но древние племена кельтов были разбросаны по всей Европе. Считается, что галлы (кельты) основали города Лондон (Londinium), Лион (Lugudumun), Женева (Geneva), Милан (MedioLanum), Неймеген (Noviomagus), Бонн (Bonna), Вена (Vindobonna), Краков (Carrodunum). Название Париж произошло от галльского племени парисиев, Бельгия – от племени белгов, один из районов Стамбула – «Галата» от племени галатов. Существует гипотеза, что знаменитый Шартрский собор (рисунок в соборе) был построен на территории крупного кельтского святилища.

Племена кельтов долгое время воевали с римлянами, но в конечном итоге были разгромлены. Остатки этих племен долгое время сохранялись на Севере Европы. Позднее Север Европы явился родиной двух великих эпох: эпохи викингов и эпохи шведских владений, закончившейся войной с Россией. При этом многие ученые считают, что «мы даже не представляем себе, какое огромное влияние оказала культура кельтов на культуру Европы».

Конечно, нельзя напрямую объявлять кельтов «создателями лабиринтов» - слишком большой разброс по времени между распространением этого знака и самими кельтами. Тем не менее, это самая древняя (из известных нам) морских культур.

К тому же, древнейших памятников письменности на севере Европы, соответствующих (по времени) северным лабиринтам, фактически не существует. На этом основании можно говорить лишь о «пракельтском» влиянии, не оставившем никаких прямых свидетельств - кроме лабиринтов. Но сами лабиринты – это мощное свидетельство господства единых идей на Севере Европы. Исторически массовое нашествие кельтов на Северо-запад Европы произошло позднее появления лабиринта, но поскольку термин «пракельты» не распространен, для удобства мы будем пользоваться термином «кельты».

Известно, что массовым приходам племен предшествует появление на новых землях миссионеров в лице служителей культа.

Кельтские жрецы были проповедниками бродячими – то есть, классическими странниками. Их каста делилась на бардов, ватов и друидов. Причем последние – друиды - были странствующими правителями. Социальная организация кельтских племен носила в себе абсолютно другой подход, непривычный для древних греков и римлян. Сегодня социальное устройство кельтских племен классифицировалось бы как «магиекратия». Абсолютная власть была передана в руки кельтского жречества, которые проповедовали «магию».

Вернемся к Лабиринту. В европейской культуре наиболее узнаваемы лабиринт Минотавра из древнегреческих легенд; лабиринты, выложенные на полах католических церквей; парковые и садовые лабиринты английских и французских королей. ( рис. «лабиринт в соборе Амьена). Но, как мы говорили ранее, знак лабиринта намного древнее. И нас интересуют пути его появления и распространения.

Изучая лабиринты, иногда необходимо сопоставлять те факты, которые кажутся несопоставимыми. Например:

- кельтские племена организованно выходили в Средиземноморье уже в 650 году до нашей эры. Значит, отдельные их корабли могли достигать этого региона и раньше.

- первые письменные упоминания о Лабиринте Минотавра относятся к 800 году до нашей эры, то есть, практически на этот же период!19

Интересно, что остатки легендарного лабиринта Минотавра так и не были найдены, не смотря на чудесную, в общем, сохранность многих археологических объектов крито-микенской культуры, к которой он приписывается. Потому, кстати, лабиринтом стали называть сам дворец Миноса. (вставка монеты)

Конечно, мы не утверждаем, что лабиринт в античную культуру занесли кельты. Но мы не исключаем этого (или любого другого) варианта. На данном этапе мы будем рассматривать все гипотезы.

Возможно ли, что греки имели в виду лабиринт египетский, сегодня практически не упоминаемый? Конечно!

Вот что писал о нем в V веке до нашей эры «отец истории» Геродот: «Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то, в общем, оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт». В 1888 году местонахождение лабиринта было точно установлено археологом Флиндрисом Питри. Но даже в то время археолог увидел лишь небольшие фрагменты лабиринта. Сегодня о лабиринте, который располагался близ озера Биркет-Карун (Египет, 80 км к югу от Каира) ничего не известно».20

Если же рассматривать распространение лабиринта в районах Северной Европы, то окажется, что лабиринт распространен в основном около морей. Там же, где нет прямого доступа к морю – нет и лабиринтов. (карту Европы) Это говорит не только о том, что идея лабиринта была занесена в район Соловков, но и дает возможность проследить маршрут занесения! Еще один пример – остров Олений в Онежском озере. Скорее всего – один из священных островов древности для материкового населения, так как на нем обнаружено большое количество захоронений. Но лабиринтов на Оленьем нет, не смотря на то, что население, проживавшее здесь является однотипным туземному населению Соловков и западного берега Онежского залива Белого моря, где лабиринты есть. На восточном берегу Белого моря мы также не встречаем лабиринты, хотя проникновения племен с восточного берега на Соловки доказаны археологами. Это косвенным образом подтверждает тот факт, что местное (туземное, материковое) население не имеет отношения к строительству лабиринтов.

Надо заметить, что символ Лабиринта присущ практически всем мировым культурам. Изображения лабиринтов встречаются на скалах, мечетях, полах церквей; на посуде; в пустынях и на плоскогорьях; лабиринты, выложенные из дерна и камней, высаженные кустами и деревьями…

Изображение лабиринта (в том или ином виде) встречается практически в каждом древнем обществе на территориях обоих Америк, Британских островов, Скандинавии, Южной Европы, Кавказа, Среднего Востока, России, Китая, Австралии. (вставка27)

При этом мы подчеркиваем, что распространение лабиринта, как культового символа и магического знака, обязательно происходило при непосредственном участии класса «жрецов». Абсолютно не важно, как мы называли их вчера и какими терминами определяем сегодня: колдунами, магами, скальдами, бардами, ватами, друидами, шаманами, нойдами, священниками, монахами…

Возможно, что в древние времена лабиринт мог распространяться даже между континентами через известную сеть культурных обменов. Существуют же негроидные изображения в культуре индейцев-ольмеков (I тыс. до н.э.) и изображения кукурузы в доколумбовой Африке! А знаменитое путешествие викингов в Америку? Более того: несомненно, что символ лабиринта был разнесен по регионам Фенноскандии, Балтики, Севера Европы как раз благодаря культурным контактам! К тому же сегодня более известна приблизительная карта «сухопутных» миграций кельтских племен, но практически не говорится об их «морских» миграциях!

Если мы будем развивать идею не только «сухопутных», но и «приморских» культурных обменов «лабиринтом» на территории Европы, придется предположить, что лабиринт впервые был использован кельтскими жрецами, а затем, во время постоянных встреч с народами, населяющими регионы Европы и Фенноскандии, передан им. Тем более, что «сухопутная кельтская экспансия» и так затронула большую часть всей Европы: их поселения были в Австрии (гальштатская культура), Италии (бассейн реки По), Фракии (ныне – Болгария), Далмации (ныне – Югославия), Молдавии, Испании, Британии, Ирландии, Бельгии, Франции….

Кельтские жрецы-друиды были странствующими жрецами-проповедниками, которые передавали свое знание любому, кто согласился бы их выслушать. Они могли передавать символ лабиринта «дальше», попутно «внедряя» свои магические практики, связанные с лабиринтом. По некоторым легендам, посещение кельтских жрецов – друидов на священном острове Авалоне, предварялось прохождением лабиринта.

Кроме того, кельты могли использовать знак лабиринта так же, как финикийцы изображение правой руки, а христиане – свой крест: в виде свидетельства своего присутствия. (Подобная форма напоминает знаменитое: «Здесь был Вася»).

Возможно! Но с помощью этой гипотезы мы не можем объяснить, почему лабиринты встречаются и в таких одновременных эпохах, где культурные пересечения не зафиксированы. Лабиринты обнаружены в регионах, крайне уделенных друг от друга: Австралия и Перу, Европа и Китай… Скорее, здесь идет речь о чем-то более глубоком, что было известно древнему человечеству.

Но утверждать, что путем культурных контактов лабиринт был занесен во все остальные части мира – по крайне мере, самонадеянно. Сама идея «изобретения лабиринта в единственной точке географического пространства» (например «только у кельтов») неминуемо приведет нас к потребности персонификации изобретателя – и появится еще один «бог» или «легендарный герой». Размышляя же на тему «изобретения и распространения» лабиринта в подобном ключе, мы либо придем либо к отказу от понимания этого вопроса, либо – к мистизированной чепухе и инопланетному разуму.

При этом мы подчеркиваем, что, символ лабиринта – знак вне расовый, вне национальный, вне географический. Как и любой древнейший сакральный символ, это знак всемирный – символ всемирного магического подхода к постижению природы, в котором существовала своя философия, теория и практика, являя результат магического мироописания.

Это мироописание не исчезло. Магические практики, магические приемы и магические (сакральные) сооружения существуют и сейчас. Они никогда и никуда не уходили из нашей жизни. Просто человечество разучилось понимать магическую картину мира. Мы забыли язык, на котором сами себе написали послание. Иногда люди понимают отдельные буквы этого языка – и тогда возникают сказки о «таинственных утерянных знаниях».

И наше повествование начнется с того же рассказа о «таинственных утерянных знаниях», которые мы называем магией, и о которых так любит говорить мистически настроенная часть человечества. Одним из таких искусств считалось умение выбора места под строительство священных сооружений – капищ, святилищ, пирамид, лабиринтов, менгиров, кромлехов…

Tags: Путь лабиринта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments