kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Categories:

История петербургских немцев

Когда в Петербурге на день рождения «Независимых гидов» собиралась часть нашей команды, программа была как обычно, культурная: всегда договариваемся, на какую выставку или в какой музей пойдём все вместе, и кто что позже посетит по интересам, чтобы за вечерним столом обогатить весёлую компанию своими впечатлениями. За зиму мы побывали в Исаакие, Казанском соборе, Генштабе, Музее религии, Макете Россия, Петропавловской крепости и Александро-Невской лавре. Но случайное посещение лютеранской церкви святых Петра и Павла на Невском проспекте, знаменитой Petrikirche, так засело в голове, что  расскажу отдельно. Погодка была так себе, вечерело, холодало, мы зашли погреться с любознательными целями, но когда зашли, сразу влились в бесплатную экскурсию, которую проводил немец, хорошо говоривший на русском. Он говорил так просто и душевно, что мы присоединились «чуть послушать» и втянулись. С первого этажа мы пошли в казематы церкви – обычный подвал, сводчатые потолки, ничего необычного. В подвале – модное нынче art-пространство, мастерские, склады. Естественно, что у немцев денег на реставрацию такого объекта нет, а государство помогает, как известно, только истинно-кремлёвско-верующим.

Из подвала мы поднялись в частично сохранившуюся чашу бассейна, который соорудили большевики. Пунктик, у них, что ли, на бассейнах на месте церквей был? Объект интересный, необычный для «парадного» Петербурга, который мы видим в музеях. Там история застывшая – здесь она живая. Участок под церковь лютеранам выделил ещё Пётр I. Ко времени революции община немцев, если не ошибаюсь, достигала 5 тысяч человек. Потом общину уничтожили, сделали склад декораций, а в 1962 году – бассейн, что окончательно уничтожило внутренне убранство памятника. Сегодня община немцев около 200 человек.

Между цифрами в 5000 прихожан и 200 прихожан было так: сначала большевики отделили церковь от государства (что я и сейчас поддерживаю двумя руками), но потом стали уничтожать всех подряд. Кстати, что религия – опиум для народа, я согласен до сих пор, какие бы трагичные последствия не были связаны с этой правильной мыслью.

Потом немцев начали арестовывать и ссылать.

В теплушки и в неизвестность.

Чаще всего – в чистое поле и голый лес, где немцы, как и сотни тысяч других вынужденных «переселенцев» сталиснкой эпохи, вынуждены были строить себе бараки и погибать.

Те, кто выживал, пытались проводить тайные богослужения.

Но чаще всего оказывались в лагерях.

Автор картин сидел в Воркуте. Видимо, в одно время с моим дедом.

Простая история, но кажется, даже ангелы в такой момент приседуют от страха...



Tags: Из жизни турконторы, вПитере
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments