kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Category:

Внутренний туризм: наблюдения разработчика

Когда мы начали разрабатывать архитектуру агрегатора/CRM «Везде Легко», пришлось учесть требования законодательной базы профильных и смежных законов, регулирующих туризм. К слову, это не только многострадальный 132-ФЗ, который в очередной раз собрались переписывать. На деле это целая пачка взаимосвязанных законов...
Снимок экрана 2019-02-19 в 13.47.50.png
и ещё масса нормативов и требований, иногда противоречащих друг другу. Например:возрастные категории билетов на водном транспорте противоречат нормам ГК. К слову, в агрегаторе мы заложили нормы ГК – возрастные категории 0-7 лет; 7-14 лет, 14+. Нормы Гражданского кодекса представляются мне важнее «отраслевых» норм и законов. Думаю, полезней было бы устранять подобные противоречия, а не переписывать закон по привычке, «до основанья, а затем». Иначе любой хороший закон всё равно будет «частично недееспособным».
Идея выйти на рынок с собственной площадкой продаж + CRM, предназначенными для «принимающих компаний», возникла не от хорошей жизни: мы – принимающая компания, которая производит и обеспечивает услуги по перевозке, экскурсионке, размещению и питанию. Во-первых, я вполне представляю себе ценнообразование в цепочке «принимающая компания – туроператор – турагент», где большую часть доходов часто получает НЕ принимающая компания, потому что она содержит и обслуживает всю материальную базу туризма (здания, транспорт, персонал, накладные расходы). Уверен, со мной можно спорить, но фактическое наличие двух посредников между производителем и потребителем туризма отрицать бессмысленно. Нам хотелось создать площадку, где турист смог бы покупать услуги принимающих компаний «напрямую». И мы это сделали. Во-вторых,  на тот момент CRM c нужным нам объёмом функций не существовало. Есть CRM для туроператоров, для турагентов, для гостиниц, для автобусов... Но не было того, что нужно принимающей компании – всего сразу. В-третьих, общие тренды уже тогда указывали на «индивидуализацию» и «персонализацию» туриста. Поэтому «Везде Легко» мы создавали «для онлайн учёта и продаж услуг принимающих компаний без посредников». Коряво, но точно. Мы сосредоточились на одновременном учёте трёх китов туризма: экскурсия, транспорт, размещение («учёт питания» – отдельная отрасль, имеющая собственные CRM). Сейчас весь учёт продаж и бронирований наших услуг мы ведём онлайн в едином расписании-календаре. Пока в агрегаторе «Везде Легко» продаются услуги нескольких ООО и ИП нашего «беломорского» направления. После двухлетней обкатки и доработки CRM «на себе», мы включили географическое масштабирование и geo-привязки: сегодня «Везде Легко» готов к подключению принимающих компаний любых регионов РФ; мы расширяем базу услуг в Петербурге; подтягиваются заявки от регионов. Но по ходу внедрения технологии мы составили список наблюдений, которые могут показаться интересными.

Мы решили посчитать реальное количество услуг, продающихся «на местах». Напомню: туристических услуг всего три вида – размещение, трансфер, экскурсия. То, что не превышает длительностью 24 часа, имеет точное время начала/окончания, а также геопривязку (адрес, место посадки, место сбора группы).
1. С гостиницами и так всё понятно – все торгуются на «Букинге» (используют и остальные сервисы, но «Букинг» – рулит!). При этом «Букинг» имеет преимущество по сравнению с любым российским разработчиком. Например, «Букинг» может не соблюдать закон о персональных данных и хранении их на российских серверах, а я – обязан. Мы не ставили себе целью конкурировать с «Букингом» по продажам, не стремимся (пока) к синхронизации с другими «каналами продаж». Принимающим региональным компаниям, чаще всего владеющим небольшими гостевыми домами, квартирными отелями, турбазами, продаваться на «Букинге» дорого: 20-30% «агентских» – это грабительский процент монополиста. У нас просто – 10% только за проданное, CRM – бесплатно, без лицензий и обновлений. Думаю, со временем такая политика найдёт своего ценителя. Тем более, что сложившаяся  модель рынка с её бесконечными скидками, демпингами и «динамическими ценами» начала напрягать потребителя, подсознательно отторгающего рекламный калейдоскоп. Кроме того, любопытно, как агрегаторы будут исполнять Положение о классификации гостиниц: с 1 июля сего года начинается обязательное введение «звёздности». Смотрим пример: на «Букинге» – «Бутик Отель Ветряков» (Воронеж), 4 звезды.

Смотрим федеральный перечень классифицированных гостиниц – результатов не найдено. Думаю, если заставить агрегаторы продавать только законное – количество предложений резко сократится...

2. Транспорт. Скажу, что весь беломорский пассажирский флот продаёт билеты у нас, потому что официальных пассажирских судов всего... три. «Неофициальных» перевозчиков – полно, но продавать их услуги мы не можем. Они же не могут получить лицензии на перевозки, потому что лицензирование водных перевозок для ИП – драконовское. Мои мытарства по лицензированию маломерок (мы занимемся экскурсионными перевозками) описаны в этой ссылке, но после трёх лет мучений процесс ещё не закончен... Проблема лицензирования перевозок на маломерке – это кладезь бабла для России, обладающей мощнейшей системой водных путей, но... сухопутный воз и ныне там. Посему продавать их нельзя. Ответственно заявляю, что практически все экскурсионные перевозки в России «на маломерке» незаконны лишь потому, что получение лицензии на перевозки – это марафон барьерным бегом с гирями в руках.

3. Экскурсионка. Первоначально мы обследовали «родные просторы» – Архангельскую область и Карелию, позже – исследовали шире... Но скажу, что картинка более-менее схожа во всей европейской части России... У меня были подозрения, конечно, но чтобы везде... Поясню: туры на Соловки строятся на базовых экскурсиях музея, монастыря и нашего бюро. В «общем» наборе – около десятка «основных» экскурсий. Туры на Соловки, которые продают туроператоры и турагенты, несомненно, по разному называются, имеют разные целевые группы, и вообще – с виду – очень разные. Но, в основе – всего десяток экскурсий, на базе которых формируется (не совру, ибо сам в этом тружусь) – более 30 туров!!! В региональных столицах экскурсии разных крупных туроператоров часто проводит один и тот же экскурсовод, но по особому графику: сегодня – экскурсия «Центральные улицы Задрюпинска» для одного туроператора; завтра – «Красоты Задрюпинска пешком» (по центральным улицам) – для другого. Интонации останутся теми же, правда. Да, вводится аттестация гидов-экскурсоводов. Но это не увеличит количество квалифицированных гидов-экскурсоводов, к сожалению. Квалифицированных, востребованных, продающихся гидов – единицы в каждом регионе. И чаще всего они работают на местного «крупного» туроператора. Другая сторона вопроса – множество предложений от «самодеятельных» гидов, которые слыхом не слыхивали об открытии ИП, налогах, онлайн-кассах, аттестации и прочей ерунде. Кстати, таких предложений (внутри России) в агрегаторах сейчас очень много. Возможно, закон о самозанятых поправит ситуацию. По крайне мере, наш агрегатор сейчас предлагает самозанятым гидам заключение договора либо через наше экскурсионное бюро, либо после регистрации самозанятым. Ведь экскурсия – это основная услуга, за которой едет турист по России – мы страна не-пляжного туризма.
4. Внедрение CRM выявило ещё одну досадную мелочь, которая существенно тормозит развитие отрасли – низкая компьютерная грамотность персонала, от директоров до менеджеров. Абсолютно бОльшая часть турбизнеса до сих пор ведёт записи в exel, в google... Эта табличка – экскурсии, вон та – транснпорт, а проживание – Букинг. Турбизнес появился в девяностые, но, похоже там пока и остался... Кажется, пора говорить о неком «профессиональном минимуме» компьютерной грамотности руководителей...
5. В завершение: слышал, Ростуризм планирует создать единый маркетплейс для иностранных туристов. Не изобретайте велосипед: маркетплейс туров – это давно известная технология динамического пакетирования, думаю, миллионов за 50-70 (рублей) можно собрать платформу единых продаж для РФ – не фиг и проблема. Маркетплейс туристических услуг готовы предоставить мы – «Везде Легко» готов к горизонтальному масштабированию, у нас предусмотрено введение мультиязычности и приёма платежей из-за рубежа. Правда, если цель – вложить миллиард в разработку – я не участвую.

     
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments