kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Category:

Внутренний туризм: наблюдения разработчика

Когда мы начали разрабатывать архитектуру агрегатора/CRM «Везде Легко», пришлось учесть требования законодательной базы профильных и смежных законов, регулирующих туризм. К слову, это не только многострадальный 132-ФЗ, который в очередной раз собрались переписывать. На деле это целая пачка взаимосвязанных законов...
Снимок экрана 2019-02-19 в 13.47.50.png
и ещё масса нормативов и требований, иногда противоречащих друг другу. Например:возрастные категории билетов на водном транспорте противоречат нормам ГК. К слову, в агрегаторе мы заложили нормы ГК – возрастные категории 0-7 лет; 7-14 лет, 14+. Нормы Гражданского кодекса представляются мне важнее «отраслевых» норм и законов. Думаю, полезней было бы устранять подобные противоречия, а не переписывать закон по привычке, «до основанья, а затем». Иначе любой хороший закон всё равно будет «частично недееспособным».
Идея выйти на рынок с собственной площадкой продаж + CRM, предназначенными для «принимающих компаний», возникла не от хорошей жизни: мы – принимающая компания, которая производит и обеспечивает услуги по перевозке, экскурсионке, размещению и питанию. Во-первых, я вполне представляю себе ценнообразование в цепочке «принимающая компания – туроператор – турагент», где большую часть доходов часто получает НЕ принимающая компания, потому что она содержит и обслуживает всю материальную базу туризма (здания, транспорт, персонал, накладные расходы). Уверен, со мной можно спорить, но фактическое наличие двух посредников между производителем и потребителем туризма отрицать бессмысленно. Нам хотелось создать площадку, где турист смог бы покупать услуги принимающих компаний «напрямую». И мы это сделали. Во-вторых,  на тот момент CRM c нужным нам объёмом функций не существовало. Есть CRM для туроператоров, для турагентов, для гостиниц, для автобусов... Но не было того, что нужно принимающей компании – всего сразу. В-третьих, общие тренды уже тогда указывали на «индивидуализацию» и «персонализацию» туриста. Поэтому «Везде Легко» мы создавали «для онлайн учёта и продаж услуг принимающих компаний без посредников». Коряво, но точно. Мы сосредоточились на одновременном учёте трёх китов туризма: экскурсия, транспорт, размещение («учёт питания» – отдельная отрасль, имеющая собственные CRM). Сейчас весь учёт продаж и бронирований наших услуг мы ведём онлайн в едином расписании-календаре. Пока в агрегаторе «Везде Легко» продаются услуги нескольких ООО и ИП нашего «беломорского» направления. После двухлетней обкатки и доработки CRM «на себе», мы включили географическое масштабирование и geo-привязки: сегодня «Везде Легко» готов к подключению принимающих компаний любых регионов РФ; мы расширяем базу услуг в Петербурге; подтягиваются заявки от регионов. Но по ходу внедрения технологии мы составили список наблюдений, которые могут показаться интересными.

Мы решили посчитать реальное количество услуг, продающихся «на местах». Напомню: туристических услуг всего три вида – размещение, трансфер, экскурсия. То, что не превышает длительностью 24 часа, имеет точное время начала/окончания, а также геопривязку (адрес, место посадки, место сбора группы).
1. С гостиницами и так всё понятно – все торгуются на «Букинге» (используют и остальные сервисы, но «Букинг» – рулит!). При этом «Букинг» имеет преимущество по сравнению с любым российским разработчиком. Например, «Букинг» может не соблюдать закон о персональных данных и хранении их на российских серверах, а я – обязан. Мы не ставили себе целью конкурировать с «Букингом» по продажам, не стремимся (пока) к синхронизации с другими «каналами продаж». Принимающим региональным компаниям, чаще всего владеющим небольшими гостевыми домами, квартирными отелями, турбазами, продаваться на «Букинге» дорого: 20-30% «агентских» – это грабительский процент монополиста. У нас просто – 10% только за проданное, CRM – бесплатно, без лицензий и обновлений. Думаю, со временем такая политика найдёт своего ценителя. Тем более, что сложившаяся  модель рынка с её бесконечными скидками, демпингами и «динамическими ценами» начала напрягать потребителя, подсознательно отторгающего рекламный калейдоскоп. Кроме того, любопытно, как агрегаторы будут исполнять Положение о классификации гостиниц: с 1 июля сего года начинается обязательное введение «звёздности». Смотрим пример: на «Букинге» – «Бутик Отель Ветряков» (Воронеж), 4 звезды.

Смотрим федеральный перечень классифицированных гостиниц – результатов не найдено. Думаю, если заставить агрегаторы продавать только законное – количество предложений резко сократится...

2. Транспорт. Скажу, что весь беломорский пассажирский флот продаёт билеты у нас, потому что официальных пассажирских судов всего... три. «Неофициальных» перевозчиков – полно, но продавать их услуги мы не можем. Они же не могут получить лицензии на перевозки, потому что лицензирование водных перевозок для ИП – драконовское. Мои мытарства по лицензированию маломерок (мы занимемся экскурсионными перевозками) описаны в этой ссылке, но после трёх лет мучений процесс ещё не закончен... Проблема лицензирования перевозок на маломерке – это кладезь бабла для России, обладающей мощнейшей системой водных путей, но... сухопутный воз и ныне там. Посему продавать их нельзя. Ответственно заявляю, что практически все экскурсионные перевозки в России «на маломерке» незаконны лишь потому, что получение лицензии на перевозки – это марафон барьерным бегом с гирями в руках.

3. Экскурсионка. Первоначально мы обследовали «родные просторы» – Архангельскую область и Карелию, позже – исследовали шире... Но скажу, что картинка более-менее схожа во всей европейской части России... У меня были подозрения, конечно, но чтобы везде... Поясню: туры на Соловки строятся на базовых экскурсиях музея, монастыря и нашего бюро. В «общем» наборе – около десятка «основных» экскурсий. Туры на Соловки, которые продают туроператоры и турагенты, несомненно, по разному называются, имеют разные целевые группы, и вообще – с виду – очень разные. Но, в основе – всего десяток экскурсий, на базе которых формируется (не совру, ибо сам в этом тружусь) – более 30 туров!!! В региональных столицах экскурсии разных крупных туроператоров часто проводит один и тот же экскурсовод, но по особому графику: сегодня – экскурсия «Центральные улицы Задрюпинска» для одного туроператора; завтра – «Красоты Задрюпинска пешком» (по центральным улицам) – для другого. Интонации останутся теми же, правда. Да, вводится аттестация гидов-экскурсоводов. Но это не увеличит количество квалифицированных гидов-экскурсоводов, к сожалению. Квалифицированных, востребованных, продающихся гидов – единицы в каждом регионе. И чаще всего они работают на местного «крупного» туроператора. Другая сторона вопроса – множество предложений от «самодеятельных» гидов, которые слыхом не слыхивали об открытии ИП, налогах, онлайн-кассах, аттестации и прочей ерунде. Кстати, таких предложений (внутри России) в агрегаторах сейчас очень много. Возможно, закон о самозанятых поправит ситуацию. По крайне мере, наш агрегатор сейчас предлагает самозанятым гидам заключение договора либо через наше экскурсионное бюро, либо после регистрации самозанятым. Ведь экскурсия – это основная услуга, за которой едет турист по России – мы страна не-пляжного туризма.
4. Внедрение CRM выявило ещё одну досадную мелочь, которая существенно тормозит развитие отрасли – низкая компьютерная грамотность персонала, от директоров до менеджеров. Абсолютно бОльшая часть турбизнеса до сих пор ведёт записи в exel, в google... Эта табличка – экскурсии, вон та – транснпорт, а проживание – Букинг. Турбизнес появился в девяностые, но, похоже там пока и остался... Кажется, пора говорить о неком «профессиональном минимуме» компьютерной грамотности руководителей...
5. В завершение: слышал, Ростуризм планирует создать единый маркетплейс для иностранных туристов. Не изобретайте велосипед: маркетплейс туров – это давно известная технология динамического пакетирования, думаю, миллионов за 50-70 (рублей) можно собрать платформу единых продаж для РФ – не фиг и проблема. Маркетплейс туристических услуг готовы предоставить мы – «Везде Легко» готов к горизонтальному масштабированию, у нас предусмотрено введение мультиязычности и приёма платежей из-за рубежа. Правда, если цель – вложить миллиард в разработку – я не участвую.

     
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments