kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Как развивать наш туризм

Эта статья не будет короткой, потому что простой с виду заголовок требует существенных разъяснений: «наш» – в смысле – внутренний, отечественный, когда по России путешествуешь... Ещё его называют «въездным» – это когда иностранец едет к нам. Всё, что касается нашего туризма, меня сильно заботит, потому что я и подобные мне, мы и есть – внутренний туризм: принимающие и обслуживающие компании, местные перевозчики, региональные туроператоры, российские экскурсоводы, сувенирщики, поильщики и кормильщики.
Тем любопытней 30 января выглыдело совещание Президента РФ с членами правительства на kremlin.ru , где лично Высочайшим было сказано: «главная тема нашего совещания – туризм». Я аж обомлел и смотреть начал. И тут в самом начале Путин просит Максима Орешкина, как самого главного в туризме России, рассказать о... форуме в Давосе!


Естественно, Максим Станиславович, как Министр экономического развития заодно с туризмом, подробно рассказал, как у нас улучшается позиция на международной арене, что в мире сплошная экономическая дестабилизация и жёлтые жилеты. После чего Путин перешёл к... гриппу. Я недоуменно ещё раз прокрутил видео – может, пропустил чего? Перечитал текст происходившего... Да, именно в такой последовательности: «главное – туризм» – «как там в Давосе» – «что с гриппом». «Ты зачем потратил моё время, мужик?» – спросил бы я Путина, если бы мог. Позже, на портале Ассоциации туроператоров России появилось сообщение, что «вопросы, касающиеся необходимости развития транспортной инфраструктуры, коммуникаций, развития отельной отрасли, HoReCa, развлекательной и конгрессной инфраструктуры в ряде туристических мест» рассматривались на закрытой части совещания. И что программа «развития туризма до 2035 года» будет представлена в ближайшие месяцы. Я уже столько программ развития на своём туристическом веку видел, что понял сразу: развитого туризма до 2035 года у нас не будет. Будет развивающийся. Правда, через 16 лет мне будет всё по... всё равно, развивается наш туризм или нет. Мне хочется «сейчас», потому озвучу ряд предложений, чтобы всем сэкономить время.

1. «Необходимость развития транспортной инфраструктуры, коммуникаций». Это, несмоненно, правильные направления. Необходимость есть давно, потому что инфраструктуры и коммуникаций нет совсем. В начале XXI  века зона покрытия России мобильной связью напоминает худого паука, что добавляет оптимизма в трескучий мороз на трассе. То есть, небезопасным является посещение 80% территории России. Нет связи, нет дорог, нет населения, нет коммуникаций. Туризм передвигается не только по федеральным трассам, но ещё хуже ситуация с региональными дорогами. Помню встречу с Министерством транспорта Архангельской области, где услышал: «да у нас 90% региональных дорог в аварийном состоянии, а вы тут про туризм!». К сожалению, до сих пор никто не понял, что делать с внутренним туризмом: его то повышают до уровня «отрасли» и «локомотива экономики», то низвергают на уровень агентства при очередном министерстве. Выражу своё понимание: туризм – это обычный индикатор развития инфраструктуры. Он развит там, где она есть. Туризм, несомненно, выступает кластером, но не отраслью экономики. И на вопрос «если все дороги – в хлам, какие надо восстанавливать в первую очередь?» – легко отвечает туризм. Спросите региональных туроператоров – они вам точно скажут, какую местность их родного края стоит сделать доступной и привлекательной для широкого круга людей. Ключевое слово – доступной. То есть – туда должна вести качественная дорога с твёрдым покрытием, электроснабжение, мобильная связь, должны работать различные службы. Кстати, при строительстве дорог не стоит забывать о смотровых площадках для фотографирования красивых видов. Это уже моё личное пожелание. Да, это длинные деньги для государства. Но если на землях новых дорог включить 5-ти летние налоговые каникулы (для предпринимателей), уверен: та HoReCa, которую вы поминаете далее, появится сразу – в окрестностях Москвы или Петербурга, или в Карелии, на праздники мест свободных не найти – едят же что-то все эти люди?

2. «Развития отельной отрасли, HoReCa, развлекательной и конгрессной инфраструктуры»
О HoReCa я всё сказал в п. 1., а «развлекательную и конгрессную инфраструктуру» вам могут построить любые братья Агаларовы, попросите – они всё «Крокусами» застроят, и метро туда проведут. Поговорим о гостиницах, как их не назови. Отельная отрасль России действительно находится в глубокой шахте даже там, где есть дороги. Попытка привести их в «хоть какое-то» божеское состояние перед Чемпионатом мира, выдав «звёзды» всем и каждому, себя не оправдала – мы даже до турецких «звёзд» не дотягиваем, не говоря о европейских стандартах. Или японских, не дай бог. В наших гостиницах состояние номерного фонда, качество оборудования, уровень обслуживания и спектр доп.услуг почти всегда ниже заявленной «звёздности». Российские требования к гостиницам по сравнению с мировыми и так занижены, но отельное сообщество России в очередной раз пролоббировало задержку введения более точных и жёстких критериев Классификации, в очередной раз показав своё нежелание повышать стандарты обслуживания. Несомненно, в новой системе Классификации, доставшейся Минэку в наследство от Минкульта,  посконной дури тоже хватает, поэтому эксперты в срочном порядке ночами её дорабатывают. Но, говорят, вы обещали опубликовать её к марту? Положа руку на сердце, скажите честно: разве за два месяца можно сделать чёткий и понятный всем документ, который не потребует доработок хотя бы в течение 10 лет? Ведь если осенью министерство опять начнёт «доработку документа» – доверие к институту «звёздности» будет окончательно подорвано. Не торопитесь, сделайте с первого раза, но качественно. Нормативно-правовой документ, который назывался «Система классификации гостиниц и иных средств размещения», был принят ещё в 2007 году, но все 12 лет игнорировался отельным сообществом. Знаете, почему? Потому что я, как управляющий гостиницей, видел бы в гробу эту Классификацию, особенно в тех административных, экономических, финансовых и налоговых условиях, куда загнало меня государство. Но как гражданин, как потребитель, как тот, кто пытается улучшать туризм в России, я хочу стандартов в отельной сфере. Жёстких стандартов. Переходим к следующему пункту.
3. «У нас действительно не хватает специалистов для бурно растущей туристической отрасли, специалистов того качества, которое требуется для того, чтобы конкурировать с ключевыми направлениями». Действительно, не хватает. Точнее, их просто нет. Ежегодный выпуск тысяч девочек (реже – мальчиков) по специальности «менеджер туризма» дело не улучшит. Потому что менеджер дожен сидеть в офисе, а отрасли нужны полевые работники: горничные, водители, официанты, гиды, капитаны, экскурсоводы, егеря, техники, турлидеры... И каждый должен уметь постоянно улыбаться – этому в вузах не учат... Наоборот. В наших вузах есть давняя традиция: принимать дубов, а выпускать липу. Поэтому катастрофически малый процент выпускников продолжает работу по полученной специальности. На мой взгляд, для обучения полевого персонала туризма достаточно прохождения коротких БЕСПЛАТНЫХ курсов с приёмной комиссией, включающей отраслевых предпринимателей. Они точно выдадут вердикт: способен соискатель работать в туризме или нет. И не придётся тратить пять бессмысленных лет в вузе или два не менее бессмыленных в колледже. Я понимаю, что вопросы образования, к сожалению, выходят за рамки ваших полномочий. Но кривизна современного российского туристического образования сформировалась как ответ на потребность туристического рынка в менеджерах-продавцах. Ситуация поменялась. Поэтому перейдём к следующему тезису.
4. «В туристической отрасли ситуация среди туроператоров очень похожа на банковскую систему, ситуацию с дольщиками – недокапитализированность отдельных туроператоров и все риски, которые с этим связаны». Создаётся впечатление, что Минэк в очередной раз решил оказать «финансовую поддержку туроператорам». Полноте! Экспорт миллионов тонн российских граждан и миллиардов рублей российских денег не является туризмом. Это посредничество при вывозе капитала, очень простой бизнес: забронировал за рубежом – навернул ценнник – продал в России. Если при проведении этой нехитрой посреднической сделки посредник прогорает, его судить надо, а не поддерживать финансово. Не секрет, что услуги туроператоров стали менее востребованы, и эта тенденция будет развиваться – XXI век, интернет, мобильность, транспортная доступность, агрегаторы... У нас тоже когда-нибудь XXI век настанет – так зачем тащить в будущее старый мешок? Наоборот, надо усилить отвественность туроператоров в части расходовния средств клиентов. Кстати, даже краткий обзор сайтов ведущих туроператоров России показывает, что ни один «крупный туроператор» не развивает внутренний туризм, а продаёт готовенькое.
TUI, например, на майские, предлагает всего 122 экскурсионных тура по России. В основном это те направления, которые не требуют какого-то развития: Сочи, Москва, Калининград, Северный Кавказ, Санкт-Петербург. В Турцию, кстати – 465 предложений на том же TUI.

Пегас-туристик: картина более удручающая, потому что можно вводить что-то, кроме «Россия».)) Помню, с какой помпой Правительства всех уровней презентовали «арктические туры» из Архангельска. Смотрим:

Мурманск, Онланй-тур: тоже самое.

Ни один экспортёр не будет выстраивать инфраструктуру внутри страны экспорта – она просто не нужна. В лице туроператоров я вижу ещё одну трубу, которая качает за рубеж «человеческое сырьё». К чему трубе развивать место, где это сырьё обитает? Наоборот: чем хуже – тем лучше, больше «отдыхать» поедет. Вдумайтесь: отдыхать от родины.)) Так что, если вы хотите развивать внутренний туризм, Максим Станиславович, вернитесь в пункт №1.
5. «Недостаточное распространение правильной информации в доступном объеме для потенциальных клиентов российских туристических направлений как внутри России, так и за рубежом». Во-первых, у нас мало чего можно рекламировать: иностранцам – Москва, Петербург, Золотое кольцо; для внутреннего потребления – Сочи, Крым, Краснодарский край. Рынок микроскопичен, да не обидятся на меня все остальные регионы, обслуживающие вместе меньше, Москва с Питером. Во-вторых, о том, что реально работает – информации полно. В третьих... вернитесь в п.1.

Tags: Туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment