kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Бесспорный Banksy

Выставка Banksy проходит в Петербурге, на Конюшенной площади. Найти её просто: напротив Спаса-на-Крови всегда стоят толпы туристических автобусов. Идите туда, выставка прячется за ними. Три билета обошлись в 1650 рублей. На выставку я шёл без каких-либо ожиданий: ну, стрит-арт, ну, провокатор... Мало ли таких? Учитывая, что настоящее имя Banksy до сих пор не известно: возможно, это основатель группы Massive Attack Роберт Дель Ная, или Робин Каннингэм, загадочный сам по себе. Или ещё кто – кандидатов много. Тайна, накрученная вокруг образа, до жути смахивает на банальный pr-проект по увеличению капитализации творений. Комичность и цинизм ситуации в том, что Banksy, протестуя против самой сути общества потребления, превратил социальный протест в доходный бизнес.
Вход на выставку лежит через медиа-зону, где крутят мрачное кино в духе пинкфлойдовского мульт-док-фильма «The Wall». Только ещё мрачнее.) Кстати, на выставке представлено много оригиналов «в единственном экземпляре», но Banksy, всё же, не Да Винчи, от него не пахнет веками, поэтому для меня разницы – оригинал это или копия – никакой не было. Паразитировать на вечном, «переосмысляя» шедевры, всегда просто. Это делали многие до него. Мону Лизу Бэнкси я всегда рассматривал как набор штампов – критика розового гламура, намёк на гламурность вечного, новые нотки в старом сиропе. Не цепляет.

Мне интересно было посмотреть на собрание работ, потому что увиденные мимоходом в сети единичные работы никак не складывались в общую мозаику. Кстати, на выставке можно фотографировать. Его знаменитая крыса, приветствующая при входе в ад, тоже понятна, как три рубля одной бумажкой. Это и образ самого Banksy, и образ каждого горожанина, творца и заложника общества потребления, а также символ конца цивилизации – самое живучий и, возможно, самый умный хищник-падальщик современности. Злобный носитель пацифика. Загрызёт в первый удобный момент.

И Мона Лиза, и Крыса не претендуют на «протест»: это, скорее, тот же гламурный стёб, поиск пути. Никакого скрытого смысла. Всё просто и на поверхности. Интересно, что практически все творения Banksy называются так, как и выглядят. «Тактика террора» показывает, что цель избрана: Banksy атакует государство, символами которого выбраны штрихкод, силовые структуры и пропаганда.Он показывает, как и чем государство атакует каждого из нас. Все его работы несколько парадоксальны, их смысл всегда похож на палку, у которой, как известно, всегда два конца.

Несомненно, Banksy, как истинный пасынок гламура, обязан был пройтись по нефти – основе благосостояния и символу произвола. На этой теме ленивый не топтался, а работа напоминает карикатуры советского «Крокодила» на капиталистов.

Кое-где Banksy приходит к откровенным призывам, как в работе «Голос хозяина». В самом деле: так ли любит пёс хозяина, как нам кажется? Или то, что мы принимаем за слепую любовь, может быть позицией раба, который всегда готов занять место хозяина?

Идея зверя в штрихкоде также не нова – спросите об этом религиозных фанатиков.

На мой взгляд, настоящий художник начинает проглядывать в подобных работах. Это пророчество вечного противостояния природы и цивилизации, к тому же это просто весело, потому что отсылает к комедии восьмидесятых годов прошлого века «Боги сошли с ума», где бутылка из-под Coca-colы, выброшенная с самолёта в джунгли, запускает целую цепочку уморительных столкновений культур.

Его «Пончик с кортежем» до боли врезается в сегодня: кажется, Banksy срисовал его с нашей реальности, пересмотрев многочисленные ролики о наших дорогах, перекрытых для проезда царственных пончиков. Banksy протестует против истеблишмента в принципе, а наш доморощенный истеблишмент истеблишментнее ихних, потому угадывается чётче.))

Его обезьяньи темы, с одной стороны, граничат с обычными оскорблениями,

а с другой стороны, являются наблюдениями настоящего учёного-этолога. Вы знали, что почтение крупного чина при входе всеобщим вставанием является аналогом подчинённо-сексуальной позы некоторых обезьян в присутствии вожака? Этическая сторона вопроса в смысле «выражение уважения» появилась много позже как оправдание чужой силы. А царственный кивок «можете садиться» сильно смахивает на имитацию ритуальных копуляций вожака стаи. И, несомненно, золочёная рама всем обезьянам к лицу.

Естественно, королевская семья, как центральный объект насмешки. Невольно переносишь этот опыт на Россию: интересно, в Британии есть статья за оскорбление королевской семьи как «социальной группы»?

Иногда Banksy опускается до примитивного плаката. Евросоюз трещит – явно не новость. Трещит давно, да всё не треснет.

Иногда он показывает альтернативную реальность, которая ужасающе реальна для большинства альтернативщиков. Во вселенной Banksy символы труда и успеха выглядят жертвами случайности.

Смешно, когда сама жизнь начинает пересекаться с творениями Banksy. Будущие бабушки рассматривают картину о бабушках, которыми они станут в будущем. Лозунги на свитерах: «панк не умер» и «жизнь ворам», если не ошибаюсь. Уверен, если бабушек раздеть, они будут покрыты татуировками.))

Мне нравится работа, которую с русским акцентом можно назвать «проблема отцов и детей». Каждый ребёнок – объект интеллектуального насилия взрослых, а каждый взрослый – цель государства с самого детства.

Глядя на это я понял, что Banksy меня покорил. Он предстаёт здесь не как слепой бунтарь, поносящий всех и вся, но как философ, столкнувший лицом к лицу благополучие цивилизации потребления и его основу – кровь невинных жертв.

Когда-то это знаменитое фото называли фотографией, остановившей войну. Banksy заставляет проснуться: война не закончена, она идёт и сейчас.

Противник Banksy известен – это государство во всех его смыслах. Если ты думаешь, что ты в стороне – значит ты на стороне противника. Привет, батарейка матрицы...

Banksy протестует против давно сложившейся государственной машины, правит которой безликий  «истеблишмент», чьим безоговорочным символом не может считаться даже королева Британии. Наше государство персонифицировано, оттого любой протест воспринимается как личное оскорбление. И если в Британии когда-нибудь пойманный Banksy отделается штрафом, то в России-матушке он делал бы граффити на стене камеры. Без всяких аукционов и выставок. Единственный путь, который видит и предлагает Banksy – сознательный, а потому парадоксальный протест.

Спасибо организаторам выставки за кусок свободы.
Tags: banksy, Санкт-Петербург, вПитере
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments