kodola (kodola) wrote,
kodola
kodola

Category:

Путь лабиринта. Кодола О., Сочеванов В. ч.8

 

Просто магия

 

Термин анимизм происходит от латинского «anima», «animus», что означает «душа», «дух». Таким образом, анимизм – вера в существование душ и духов – составляющая часть любой религии, что говорит о несомненной древности этого мировоззрения.

Возможно, именно анимизм – самое первое отражение человеком законов природы. Затем уже человек персонифицировал эти законы, создав пантеоны «богов»: египетский, кельтский, олимпийский, римский, славянский, финно-угорский.…

Сегодня мы применяем два основных термина для обозначения ритуалов анимизма. Это «магия» и «шаманизм».

Магия* *(от греческого mageia – колдовство, волшебство) – обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала основным элементом обрядов.

Шаманизм* *(от эвенкийского шаман, саман – иступленный, возбужденный человек). Термин, введенный Мирча Элиаде для описания ранних форм верований в первобытных обществах. Шаманизм основывается на представлении об общении шамана с духами во время проведения камлания (обряда).

Нам представляется более удобным использование термина «магия», понятного для каждого.

Кроме того, мы утверждаем, что магия практически использовала другую, не «двузначную» логику. Магическое сознание всегда принимает в расчет и нестабильность мира, его неопределенность! Ведь силы могут и подчиниться, и не подчиниться – в зависимости от личной силы жреца, исполняющего обряд.

Здесь же мы выделяем две основные черты магического мировоззрения.

Первая – возможность общения с миром духов. Заметим, что под «духами» подразумевались не только умершие предки. Почитались также духи животных (тотемы), духи местности (покровители местности, малые боги) и духи природы (силы природы, небесные светила, великие боги).

Вторая (и самая важная!) – вера в сверхъестественные способности человека и возможность осуществления желаний. Кстати, любой психолог скажет вам, что это самое главное при совершении любого действия – вера в возможность осуществления. Без нее лучше ничего не делать вообще!

Колдуном, магом, шаманом называли того, в ком сверхъестественные способности проявились. Что бы проиллюстрировать «сверхъестественные способности» мы расскажем историю про бабушку Леканиду.* *(Знакомая В.Н. Сочеванова).

Леканида жила в заброшенной маленькой деревне Питателево, близ села Красный Яр, на Северном Урале. До села, по местным меркам, расстояние было небольшое – всего пятьдесят километров. Рядом с хутором проходила старая демидовская дорога – по ней иногда проезжали лесовозы и водители передавали Леканиде хлеб. Хозяйство Леканиды было большим – она одна держала 7 коров, быка, овец, кур, 3 собаки и 9 кошек. Наверное, кошки нужны были пить молоко – куда его девать-то? Я подружился с ней, и иногда останавливался в ее доме на ночлег. Дом был под стать хозяйству – по величине он вполне сравним с дачами «новых русских». Леканида же была бабушкой бойкой, и в свои 107 лет еще залезала за шишками на кедры.

Она была ведьмой. По крайней мере, при знакомстве она так представилась. А подтверждения тому не замедлили явиться. Как-то раз, остановив проезжий лесовоз, Леканида сказала водителю, что бы из Красного Яра к ней пришли мужики на покос. Перечислила имен десять – русских и немецких (в селе жили и ссыльные немцы), и отпустила машину.

Покос – горячее время в деревнях. Заняты все – от мала до велика. Каково же было мое удивление, когда, придя к Леканиде через несколько дней, я увидел целую бригаду косарей – кто-то ставил шалаш, кто-то варил на костре еду, остальные косили. Милая бабуля суетилась вокруг – приносила молоко, воду, посматривала да подбадривала.

Согласитесь, ситуация странная – целая бригада мужиков идет за 50 верст, помогать бабушке, как-будто у них дел других нет! Познакомившись с мужиками поближе, я выяснил следующее:

Во-первых, если не ходить к Леканиде косить сено, то в Красном Яре сначала заболевал скот, потом дети, жены и последними валились те, кто должен был прийти косить сено. Одного подобного опыта хватило, что бы жены мужиков выталкивали их к Леканиде, едва узнав о ее «просьбе».

Во-вторых, я же был первым, кого мужики видели в своей жизни, живущим в доме Леканиды.

Познакомившись поближе с самой Леканидой, я выяснил, что кроме странного «воздействия на людей на расстоянии» она умела лечить с помощью трав и предсказывать судьбу. Люди к ней приезжали со всей области, несмотря на то, что часто лесовозы не ходили неделями, и добраться до хутора можно было только пешком.

Таков пример «сверхъестественных» способностей, которые были развиты в течение жизни Леканидой. Конечно, этому немало поспособствовала ее сложная судьба и отдаленное от «центров» жилье, вынуждавшее Леканиду задействовать резервы своего организма. Пример Леканиды если не единичен, то достаточно редок. Вот так, без «посвящений» или «методик» человек приобрел практические умения, которые мы относим к разряду небылиц и сказок.

Так как же в древних обществах отбирали «кандидатов в маги»? В некоторых же случаях такого человека могли готовить с детства, выделяя его по ряду признаков и направляя «в обучение». Подобным признаком наверняка являлось какое-нибудь внешнее (физиологическое) или внутреннее (психологическое) отличие от общепринятой нормы.

Возможен такой вариант: в некоторых индейских легендах указывается, что их знаменитый бог - Пернатый Змей Кецалькоатль - был всего лишь вождем племени, которого изгнал более могущественный жрец. То есть, профессия жреца была крайне престижной. Жрец всегда был социально значимой личностью. Наверняка, что и отбоя от учеников не было. А если есть ученики, значит, есть и система обучения, дорелигиозным жреческим практикам и система упражнений, направленных на развитие магических качеств.

К сожалению, сегодня эта система утеряна и пути, которыми приходят к практическому исследованию магических искусств, крайне индивидуальны. Даже наши собственные примеры говорят об этом. В одном случае – ознакомление с магическими приемами с точки зрения науки в рамках семьи и дальнейшее саморазвитие; в другом – детская болезнь, которая приводила к нескольким клиническим смертям, была вылечена с помощью «альтернативных» знахарских методов, что и подтолкнуло в область исследований неизвестного. Конечно, наши пути были разными. У нас различается опыт, терминология, места наших исследований и путешествий. Тем не менее, мы стали соавторами, что бы найти способ выразить наши такие непохожие идеи.

На наш взгляд результативность обучения магии не зависит от явных причин. Мы знаем огромное количество людей, которые, пройдя обучение на десятках всевозможных курсов, так никем и не стали с магической точки зрения. Скорее всего, это случается потому, что уровень развития, который можно назвать «профессиональным», доступен далеко не каждому человеку.

Возможно, что основной массе человечества доступны только лишь азы этого искусства. Мы не можем это знать точно, но наши косвенные наблюдения говорят о том, что количество «потенциальных магов» в общей массе составляет не более пяти процентов людей!

Они и являются тем самым двигателем прогресса – пять процентов самых богатых людей мира; пять процентов, талантливо управляющих бизнесом; пять процентов студентов ВУЗов, которые действительно являются обучаемыми; пять процентов ученых, которые становятся профессионалами в своих областях; пять процентов, выживающих в экстремальных ситуациях. Похоже, что искусству магии смогут профессионально обучиться те же самые пять процентов!

Но часто и поверхностное овладение магическими искусствами оказывается достаточным для ученика. Например, деревенскому лозоходцу нужны базовые способности и хорошее знание гидрологии района – и он будет востребован в своей местности! Он должен найти воду – от него не требуется большего. При этом он маг. Обычный для древнего времени сельский колдун. Кстати, по указаниям таких специалистов и сейчас копают колодцы по всей России. Если же он знает травы и лечит – значит, он еще более известен и более востребован. Его востребованность напрямую зависит от качества его способностей – еще один довод в пользу практической ценности магии!

До сих пор нет точного метода, позволяющего отсеять «тех, кто может» от остальных. Скорее всего, что и в древние времена этого способа не существовало. Осознание своей профпригодности (или непригодности) возможно только после длительной практики. Фактически, это единственный критерий оценки возможностей того или иного мага. И невозможно связать воедино все черты, которыми он должен обладать. Возможность овладения этими способностями не привязана к психологическим типам, гороскопам, интеллекту… Но косвенные признаки, отличающие возможных магов конечно, есть. Они банальны и универсальны одновременно. Возможно, в будущем мы составим предположительную классификацию признаков, но в рамках этой книги оговорить все составляющие невозможно. Ограничимся лишь описанием нескольких общих черт. Скорее всего, что они будут противоречить друг другу.

В идеале потенциальному магу должны быть присущи способности к творчеству, исследованию, синтезу, харизма, воля, больший объем того, что в быту мы называем «жизненными силами», ярко выраженный «творческий» тип сознания, повышенный физический тонус, высокая способность концентрации, способность глубокого анализа. Систематизация этих признаков сложна тем, что в каждом конкретном случае они образуют свой, неповторимый узор, который мы называем Личностью. То есть всем тем, чем может обладать и обычный человек. Один нюанс – любой маг это всегда нерядовая личность. Его мысли, слова и дела отмечены некой печатью предначертанности, оригинальности, уникальности, самобытности. Между магом и обычным человеком существует огромная, но простая, по сути, разница. Маг осознанно использует те качества, которые ему доступны и пытается овладеть недоступным для обычного человека. Обычный человек часто не использует даже доступное, постоянно придумывая оправдания своему бездействию.

Но это лишь одна сторона проблемы. Выше рассмотрены качества, важные тогда, когда эти способности раскрываются в процессе обучения или сознательных занятий.

Другая сторона – когда люди получают некие способности от рождения или вследствие стрессовых ситуаций! Иногда эти качества настолько уникальны, что можно говорить даже о генетических мутациях! Это люди с уникальными способностями к ясновидению, телепатии. Подобных людей, обладающих такими ярко выраженными способностями во все времена – единицы. Скорее, о них можно говорить как об абсолютно отличной, обособленной группе человечества. И если уж сегодня мы можем указать на некоторые признаки отбора подобных людей, значит, в прошлом могла существовать более изощренная система выбора учеников и специальная система обучения магии.

 

Выводы

 

Очевидно, что высшими проявлениями (функциями) нашего сознания являются философия, эксперимент и наука, которые присутствовали всегда. Это естественные черты человеческого типа мышления, то есть относящиеся к группе самых древних функций. В этом случае мы говорим о функциях относительно постоянных, которые остаются неизменными на протяжении многих тысяч (десятков тысяч?) лет.

Единственное, что изменялось на протяжении всей истории человечества – это само описание реальности. Позволим себе предположить, что оно меняло и саму реальность.

Мы предполагаем существование системы обучения магии уже в древнейших обществах. Кроме того: мы признаем, что в древних обществах существовала своя философская система (описания реального мира и мира духов), своя система проведения эксперимента (система организации процессов познания) и своя наука (систематизация теоретических знаний и методов их применения).

На самом деле, ничего удивительного в этом нет, тем более, что исследовательский рефлекс присущ всем без исключения высшим млекопитающим. И, в принципе, все наши классификации, структурирования, схемы, алгоритмы – лишь следствие работы исследовательского рефлекса.

Странно ли, что три кита нашего современного мироописания (философия, эксперимент и наука) использовались человечеством всегда, последовательно приживаясь в обществах неолита, средних веков, настоящего… Единственное различие - в этическом отношении исторических мировоззрений к регистрируемым феноменам: если научное мировоззрение их попросту отметает; религиозное вынуждено признать, но ограничить рамками ортодоксии; то анимистическое мировоззрение разрабатывает методики повторения этих феноменов и взаимодействия с ними!

Но, судя по всему, всю человеческую историю мы занимаемся только тем, что сужаем границы своего восприятия, изрядно преуспевая в этом! Мы отодвигаем на задворки своего сознания то, что кажется нам неясным, неопределенным, а потому – страшным и пугающим. А после - пытаемся объяснить мир вокруг нас, не сходя с яркого пятна, освещенного лучиной разума…

За кажущейся сложностью научного мировоззрения стоит абсолютное упрощение взгляда на реальность, упрощение описания реальности и упрощение взаимодействия с реальностью. За кажущимся благочестием религий – духовная импотенция и лицемерие.

Когда-то философ Беркли в принципе, раз и навсегда определил разницу между наукой и религией. На вопрос «где же граница между наукой и религией?» он ответил так: «Наука не занимается поиском причин. Наука занимается поиском закономерностей». Продолжая мысль Беркли, и отвечая на вопрос «где граница между религией и магией» мы ответим: религия объясняет законы мира первопричиной, постулируя «Бога», а магию не интересуют объяснения. Магия просто использует законы мира, не пытаясь их объяснить. И – что очень важно - не внося этических и моральных оценок. Магическое мировоззрение всегда несколько выше – оно никого ни к чему не призывает.

Tags: Путь лабиринта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments